Подготовила М. В. Аникина
Движение поездов по Московско-Нижегородской дороге было открыто в 1861 году. Эта железная дорога строилась с 1858 по 1862 год и была пятой по счету в Российской империи.
Изначально отправление пассажирских поездов из Москвы осуществлялось с Нижегородского вокзала (ныне не существует). Станций на пути следования Москва — Петушки в 1861-1869 годах было семь: Кусково, Обираловка (Железнодорожный), Васильево (Электроугли), Степаново (Фрязево), Павлово, Орехово, Покров.
Когда же появилась станция Дрезна? И почему на известной стеле указан 1861 год?
Станция Дрезна появилась лишь в 1869 году в числе пяти станций Московско-Нижегородской железной дороги с первоначальной целью увеличения количества разъездов.
Указанный на стеле год основания станционного поселка хорошо было бы заменить на верный (1869). В справочнике «Железнодорожные станции СССР» для ст. Дрезна 1861 год введения в эксплуатацию указан ошибочно.
Ст. Дрезна.
Построена и открыта не при самом построении дороги, а впоследствии, в 1869 году. Хотя постройка ея и была вызвана потребностью увеличить число разъездов, тем не менее, в коммерческом отношении, по размерам операций, эта станция заняла далеко не последнее место. Так, в 1885 году отправка и прибытие пассажиров составляют почти 2% общего итога, отправка же товара немного менее 1%, а прибытие более 1%. Отправляются преимущественно фарфоровая посуда с местной Дулевской фабрики г. Кузнецова, мануфактура, пряжа бумажная и кирпич. Преимущественное прибытие – камень олонецкий и глина для фарфоровых изделий. [1]
Слева на плане: штриховкой закрашены запланированные к постройке объекты, справа: имеющиеся строения — закрашены, предполагаемые — незакрашенные. На планах: главный ж/д путь — красный, запасной/разъездной — синий.
Таким образом, надо полагать, что первое деревянное здание вокзала в Дрезне было прямоугольным, размерами примерно 18х10 метров (на планах размеры указаны в саженях). Вокзал примыкал к перрону длиной 53 метра и шириной 5 метров. Станционная площадь простиралась от проселочной дороги и составляла примерно 35х85 метров.
На момент открытия движения в 1861 году, железная дорога была однопутной, с 1875 началась прокладка второго пути. На плане видно, что на 1877 год в районе ст. Дрезна два главных пути и один — разъездной. Путешествие из Москвы в Нижний Новгород на поезде в 1862 году занимало 16 часов.
Из сводных данных на 1885 год следует, что при полустанке Дрезна было: переводов — 9, сигналов на стрелках — 7, весовой помост — 1. Станционные здания: пассажирское — 1, жилые дома — 2, товарный пакгауз — 1, товарный навес — 1, пожарное депо — 1. Телеграфный аппарат — 1. [1]
Обратим внимание на то, как протекала река Дрезна близ ж/д путей до того, как развернулось строительство фабрики Зиминых и до обустройства фабричного пруда.
Постепенно рядом со станцией начал развиваться пристанционный посёлок (почта и телеграф, аптека). И уже гораздо позже — в доме, примыкавшем к двухэтажному зданию (где располагалась администрация Дрезны), можно видеть фотосалон, парикмахерскую и часовую мастерскую. [3]
В дальнейшем развитие пристанционного посёлка шло неторопливо, в основном, за счёт тех, кто переезжал сюда из других мест. В 1898 году, накануне запуска в эксплуатацию Зиминской фабрики, в Дрезне проживало постоянного населения 122 человека (66 мужчин и 56 женщин), количество домов — 21. Земля, на которой располагался посёлок, принадлежала деревне Рудино, и поэтому арендовалась у деревенского общества. [3]
Примерно в 250 метрах от станции Дрезна располагался склад с продукцией Дулевского фарфорового завода, к которому в 1881 году был проведен вспомогательный железнодорожный путь. И вся продукция фарфорового завода, доставляющаяся к покупателю по железной дороге, в эти годы отправлялась именно со склада у станции Дрезна. В 1899 году была запущена железнодорожная ветка Воскресенск — Орехово-Зуево, проходящая через станцию Дулево, и необходимость держать склады с продукцией при станции Дрезна у владельцев фарфорового завода естественным образом отпала.
С началом функционирования Зиминской фабрики (1899 г.) пассажиропоток на станции Дрезна существенно возрос, и уже в 1901 году встал вопрос о постройке нового вокзала.
В рапорте от 14 декабря 1901 года начальник дорог пишет: «Пассажирское здание на ст. Дрезна настолько ветхо и мало, что с постройкою вблизи нескольких новых фабрик, оно по своему состоянию оказывается просто непригодным, что и было поводом к жалобе поданной на имя Министра Путей Сообщения от соседних фабрикантов, и так как им обещано, что здание будет построено в будущем году, то постройку этого здания я считаю настоятельно необходимою.» [4]
Соседние фабриканты — это, должно быть, помимо Зиминых, — Смирнов (ликинская текстильная фабрика) и Кузнецов (дулевский фарфоровый завод).
Любопытно, что деньги на постройку дрезненского и бутовского вокзалов были взяты из кредита, выделенного на постройку нефтехранилищ.
К сожалению, не удалось выяснить, кто являлся архитектором дрезненского вокзала. Автор же проекта вокзала на станции Бутово известен, это архитектор Владимир Константинович Филиппов. Но здания дрезненского и бутовского вокзалов совсем непохожи, и пока нет новых сведений — вряд ли можно говорить о том, что В.К. Филиппов имеет отношение и к дрезненскому проекту.
Изящное каменное здание дрезненского вокзала (1903 г.) — одно из немногих дореволюционных строений города, сохранившихся до наших дней, и, пожалуй, единственное, использующееся до сих пор по прямому своему предназначению.
Дрезненский вокзал представляет собой несимметричное одноэтажное здание с высоким цоколем, центральную часть которого занимает просторный зал со множеством высоких арочных окон. Вход в вокзал расположен по центру здания в пятистенном ризалите, затейливо увенчанном тремя люкарнами. Карниз по периметру здания и кладка кирпича над арочными окнами выполнены в рельефно-декоративной форме. Вероятно, до революции в здании имелся отдельный зал ожидания для пассажиров I и II класса, кабинет телеграфиста, кабинет начальника станции. В 1905 году на станции был открыт буфет с продажей пива.
Некоторые жители Дрезны помнят рассказы дедушек и бабушек о том, как в дореволюционное время детьми любили они ходить на станцию и смотреть на нарядно одетых дам и важных господ, выходивших из вагона на время минутной остановки.
В таких вагонах по Московско-Нижегородской железной дороге ездили пассажиры I класса.
На 1908 год штат сотрудников на станции Дрезна был следующим:
1.Начальник станции
2. Помощник нач. станции — 2
3. Конторщик (расп. поездов) — 1
4. Товарный кассир — 1
5. Товарный конторщик — 1
6. Станционный сторож — 1
7. Сцепщик — 2
8. Стрелочник — 5
9. Весовщик —2
10. Маркировщик — 2
11. Сторож по охране грузов — 2
12. Ламповщик — 1 (осветительных приборов на станции было 68, из них 34 постоянных)
13. Носильщик багажа — 2 [4]
Начальником станции Дрезна в 1903 — 1908 годах (вероятно, временной отрезок был больше) был коллежский регистратор Павел Иванович Покровский (1849 г.р.).
Заметки и фотографии
В 1934 в газете написали:
« Стены вокзала оделись в краски молочного цвета, а вдоль перрона вокзала (значит, в 1934 году платформы ещё не было) разрослись клумбы цветов. Уютно стало и внутри вокзала. Здесь буфет, газетный киоск, комната матери и ребенка, парикмахерская. Украсилась привокзальная площадь. Бюст Ленина, клумбы, разные травы, цветы.»
Как выглядела станция и примыкающие к ней улицы города до пожара 1943 года — сейчас трудно представить, но мы постарались собрать рисунки и фотографии, отображающие ушедшую эпоху.
Если приглядеться к фасаду дома на фото выше, то надоконные узоры и межэтажный карниз отчетливо напоминают одно всем известное здание в Дрезне.
Расписание поездов
Из расписания 1958 года следует, что на станции Орехово останавливались поезда, следовавшие в Горький, Пермь и Нижний Тагил.
О работниках железнодорожной станции Дрезна из газет
Наш замечательный вокзал продолжает гостеприимно встречать и провожать пассажиров уже почти 120 лет.
- И.Ф. Рерберг, История эксплуатации Московско-Нижегородской Железной дороги
- РГИА 350-29-251
- А.В. Жиров «Как начиналось», 2019 г.
- ЦИАМ 414-2-1453, 414-3-141, 638-1-63
- Музей Дрезненской гимназии