Дрезна-истоки

ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ

ДРЕЗНА-ИСТОКИ

Станция и вокзал

Подготовила М. В. Аникина

без даты, станция Дрезна, из соцсетей

Движение поездов по Московско-Нижегородской дороге было открыто в 1861 году. Эта железная дорога строилась с 1858 по 1862 год и была пятой по счету в Российской империи.

Изначально отправление пассажирских поездов из Москвы осуществлялось с Нижегородского вокзала (ныне не существует). Станций на пути следования Москва — Петушки в 1861-1869 годах было семь: Кусково, Обираловка (Железнодорожный), Васильево (Электроугли), Степаново (Фрязево), Павлово, Орехово, Покров.

Когда же появилась станция Дрезна? И почему на известной стеле указан 1861 год?

Станция Дрезна появилась лишь в 1869 году в числе пяти станций Московско-Нижегородской железной дороги с первоначальной целью увеличения количества разъездов. 

[2]

Указанный на стеле год основания станционного поселка хорошо было бы заменить на верный (1869). В справочнике «Железнодорожные станции СССР» для ст. Дрезна 1861 год введения в эксплуатацию указан ошибочно.

Ст. Дрезна.

Построена и открыта не при самом построении дороги, а впоследствии, в 1869 году. Хотя постройка ея и была вызвана потребностью увеличить число разъездов, тем не менее, в коммерческом отношении, по размерам операций, эта станция заняла далеко не последнее место. Так, в 1885 году отправка и прибытие пассажиров составляют почти 2% общего итога, отправка же товара немного менее 1%, а прибытие более 1%. Отправляются преимущественно фарфоровая посуда с местной Дулевской фабрики г. Кузнецова, мануфактура, пряжа бумажная и кирпич. Преимущественное прибытие – камень олонецкий и глина для фарфоровых изделий. [1]

Планы станции Дрезна. 1869 г. — слева, 1877 г. — справа [2]

Слева на плане: штриховкой закрашены запланированные к постройке объекты, справа: имеющиеся строения — закрашены, предполагаемые — незакрашенные. На планах: главный ж/д путь — красный, запасной/разъездной — синий. 

Таким образом, надо полагать, что первое деревянное здание вокзала в Дрезне было прямоугольным, размерами примерно 18х10 метров (на планах размеры указаны в саженях). Вокзал примыкал к перрону длиной 53 метра и шириной 5 метров. Станционная площадь простиралась от проселочной дороги и составляла примерно 35х85 метров.

На момент открытия движения в 1861 году, железная дорога была однопутной, с 1875 началась прокладка второго пути. На плане видно, что на 1877 год в районе ст. Дрезна два главных пути и один — разъездной. Путешествие из Москвы в Нижний Новгород на поезде в 1862 году занимало 16 часов.

Из сводных данных на 1885 год следует, что при полустанке Дрезна было: переводов — 9, сигналов на стрелках — 7, весовой помост — 1. Станционные здания: пассажирское — 1, жилые дома — 2, товарный пакгауз — 1, товарный навес — 1, пожарное депо — 1. Телеграфный аппарат — 1. [1]

Обратим внимание на то, как протекала река Дрезна близ ж/д путей до того, как развернулось строительство фабрики Зиминых и до обустройства фабричного пруда.

1869 г. [2]

Постепенно рядом со станцией начал развиваться пристанционный посёлок (почта и телеграф, аптека). И уже гораздо позже — в доме, примыкавшем к двухэтажному зданию (где располагалась администрация Дрезны), можно видеть фотосалон, парикмахерскую и часовую мастерскую. [3]

[3]

В дальнейшем развитие пристанционного посёлка шло неторопливо, в основном, за счёт тех, кто переезжал сюда из других мест. В 1898 году, накануне запуска в эксплуатацию Зиминской фабрики, в Дрезне проживало постоянного населения 122 человека (66 мужчин и 56 женщин), количество домов — 21. Земля, на которой располагался посёлок, принадлежала деревне Рудино, и поэтому арендовалась у деревенского общества. [3]

Примерно в 250 метрах от станции Дрезна располагался склад с продукцией Дулевского фарфорового завода, к которому в 1881 году был проведен вспомогательный железнодорожный путь. И вся продукция фарфорового завода, доставляющаяся к покупателю по железной дороге, в эти годы отправлялась именно со склада у станции Дрезна. В 1899 году была запущена железнодорожная ветка Воскресенск — Орехово-Зуево, проходящая через станцию Дулево, и необходимость держать склады с продукцией при станции Дрезна у владельцев фарфорового завода естественным образом отпала.

[1]

С началом функционирования Зиминской фабрики (1899 г.) пассажиропоток на станции Дрезна существенно возрос, и уже в 1901 году встал вопрос о постройке нового вокзала.

В рапорте от 14 декабря 1901 года начальник дорог пишет: «Пассажирское здание на ст. Дрезна настолько ветхо и мало, что с постройкою вблизи нескольких новых фабрик, оно по своему состоянию оказывается просто непригодным, что и было поводом к жалобе поданной на имя Министра Путей Сообщения от соседних фабрикантов, и так как им обещано, что здание будет построено в будущем году, то постройку этого здания я считаю настоятельно необходимою.» [4]

Соседние фабриканты — это, должно быть, помимо Зиминых, — Смирнов (ликинская текстильная фабрика) и Кузнецов (дулевский фарфоровый завод).

Любопытно, что деньги на постройку дрезненского и бутовского вокзалов были взяты из кредита, выделенного на постройку нефтехранилищ.

1902 г., [4]

К сожалению, не удалось выяснить, кто являлся архитектором дрезненского вокзала. Автор же проекта вокзала на станции Бутово известен, это архитектор Владимир Константинович Филиппов. Но здания дрезненского и бутовского вокзалов совсем непохожи, и пока нет новых сведений — вряд ли можно говорить о том, что В.К. Филиппов имеет отношение и к дрезненскому проекту.

Изящное каменное здание дрезненского вокзала (1903 г.) — одно из немногих дореволюционных строений города, сохранившихся до наших дней, и, пожалуй, единственное, использующееся до сих пор по прямому своему предназначению.

Дрезненский вокзал представляет собой несимметричное одноэтажное здание с высоким цоколем, центральную часть которого занимает просторный зал со множеством высоких арочных окон. Вход в вокзал расположен по центру здания в пятистенном ризалите, затейливо увенчанном тремя люкарнами. Карниз по периметру здания и кладка кирпича над арочными окнами выполнены в рельефно-декоративной форме. Вероятно, до революции в здании имелся отдельный зал ожидания для пассажиров I и II класса, кабинет телеграфиста, кабинет начальника станции. В 1905 году на станции был открыт буфет с продажей пива.

Некоторые жители Дрезны помнят рассказы дедушек и бабушек о том, как в дореволюционное время детьми любили они ходить на станцию и смотреть на нарядно одетых дам и важных господ, выходивших из вагона на время минутной остановки.

В таких вагонах по Московско-Нижегородской железной дороге ездили пассажиры I класса.

макет 1910 г.

На 1908 год штат сотрудников на станции Дрезна был следующим:

1.Начальник станции
2. Помощник нач. станции — 2
3. Конторщик (расп. поездов) — 1
4. Товарный кассир — 1
5. Товарный конторщик — 1
6. Станционный сторож — 1
7. Сцепщик — 2
8. Стрелочник — 5
9. Весовщик —2
10. Маркировщик — 2
11. Сторож по охране грузов — 2
12. Ламповщик — 1 (осветительных приборов на станции было 68, из них 34 постоянных)
13. Носильщик багажа — 2 [4]

Начальником станции Дрезна в 1903 — 1908 годах (вероятно, временной отрезок был больше) был коллежский регистратор Павел Иванович Покровский (1849 г.р.).

П.И. Покровский
1908 г. [4]

Заметки и фотографии

В 1934 в газете написали:
« Стены вокзала оделись в краски молочного цвета, а вдоль перрона вокзала (значит, в 1934 году платформы ещё не было) разрослись клумбы цветов. Уютно стало и внутри вокзала. Здесь буфет, газетный киоск, комната матери и ребенка, парикмахерская. Украсилась привокзальная площадь. Бюст Ленина, клумбы, разные травы, цветы.»

Читальня, книжный киоск, буфет на ст. Дрезна, 1935 г.

Как выглядела станция и примыкающие к ней улицы города до пожара 1943 года — сейчас трудно представить, но мы постарались собрать рисунки и фотографии, отображающие ушедшую эпоху.

без даты [5]
без даты [5]
12 ноября 1925 г. Отделение милиции при ст. Дрезна (здание не сохранилось, возможно, оно же на рис. выше. Надо полагать, находилось на месте современного мемориала участникам ВОВ). фото: Музей МУ МВД России «Орехово-Зуевское».
без даты, музей Дрезненской средней школы
1921 г. Дети из голодающих губерний на ст. Дрезна. Фото М.С, Цветкова, ГЦМСИР
1925 г. Дрезненское общество потребителей, ГЦМСИР
30-е годы, склад потребительского общества, ОЗГИКМ
3 марта 1925 г. ОЗГИКМ

Если приглядеться к фасаду дома на фото выше, то надоконные узоры и межэтажный карниз отчетливо напоминают одно всем известное здание в Дрезне.

60-е — 70е годы; о том, что прежде в здании вокзала было печное отопление, напоминает труба [5]

Расписание поездов

Справочник В. П. Ландцерта, летнее движение поездов на 1882 г. 
1903 г. Орехово-Зуевский календарь
1911 г., из газеты «Богородская речь»
1934 г., из газеты «Колотушка»
1934 г., из соцсетей
1949 г., из соцсетей

Из расписания 1958 года следует, что на станции Орехово останавливались поезда, следовавшие в Горький, Пермь и Нижний Тагил.

1958 г., стоимость проезда от Москвы, из соцсетей

О работниках железнодорожной станции Дрезна из газет

1968 г.
1968 г.
1969 г.
1969 г.
1973 г.
1973 г.
1976 г.
1976 г.
1965 г.

Наш замечательный вокзал продолжает гостеприимно встречать и провожать пассажиров уже почти 120 лет.

из соцсетей
из соцсетей

  1. И.Ф. Рерберг, История эксплуатации Московско-Нижегородской Железной дороги
  2. РГИА 350-29-251
  3. А.В. Жиров «Как начиналось», 2019 г.
  4. ЦИАМ 414-2-1453, 414-3-141, 638-1-63
  5. Музей Дрезненской гимназии

Архивы

Все права защищены; 2024 Дрезна-истоки