«Рабочий клуб – одна из форм активного творческого общественно-коммунистического участия рабочих масс в строительстве своего государства, в борьбе за него». [4]
Сразу после социалистической революции, в октябре 1917 года дрезненские активисты начали развивать в поселке культурно-просветительскую деятельность. В каких именно зданиях в первые послереволюционные годы размещались новоорганизованные кружки, в частности драматический и хоровой, где проводились встречи, лекции, устраивались доклады и диспуты — доподлинно неизвестно. Есть лишь данные о том, что первые собрания союза молодежи (комсомол) в 1917 году проходили в помещении вновь открывшейся семилетней школы — в доме бывшей дачи Зимина.
Из воспоминаний В.С. Новикова известно, что самый первый клуб в Дрезне размещался в бывшем доме Новикова (однофамильца), где до революции была пивная. Дом этот требовал значительного ремонта и необходимые работы были проведены собственными силами комсомольцев. Торжественное открытие клуба в этом здании состоялось 5 ноября 1922 года. Уже в 1923 году этот дрезненский рабочий клуб носил имя В.С. Волкова, а находился он на Конном дворе (примерно в районе нынешней Коммунистической улицы). В 1923 году в клубе имелся бильярд, библиотека-читальня, в помещении клуба проходили спектакли местного и приезжих драмкружков, лекции, рабочие встречи.
Источники за 1926 год сообщают о том, что в Дрезне имелся поселковый клуб с громкоговорителем, зимний клуб им. Волкова на 1000 человек и изба-читальня на 200 человек.
Уже в конце 1920-х годов прогрессивная общественность Дрезны всячески добивалась от местных властей постройки такого важного культурного центра, как клуб. Голоса рабочих были услышаны, и в 1929 году было принято решение о постройке нового клуба в Дрезне. Но суровые реалии молодой республики тормозили строительство, и несмотря на негодование жителей по поводу затягивания и замораживания строительных работ, невзирая на требования дрезненских рабочих возвести здание клуба в краткие сроки, эта стройка растянулась на целых 8 лет.
До переезда в новое здание, торжественно открытое в декабре 1937 года, клуб размещался в фабричном корпусе (второй ткацкий цех) на третьем этаже. Значительную площадь клуба занимал зрительный зал на 1000 человек, в котором стояли деревянные скамейки. Площадь зала была огорожена ширмами.
Автором проекта дворца культуры, реализованного в Дрезне в 1930-х годах, был известный архитектор Яков Абрамович Корнфельд, который являлся одним из участников программы «клубное строительство текстильщиков». Текстильстроем был организован закрытый конкурс, к которому допустили семерых архитекторов из Москвы и Ленинграда. К 1928 году было одобрено строительство 11 клубов по этим проектам на общую сумму около 4 млн рублей. Позже строительство клубов по типовым проектам в доработанных вариациях продолжилось.
Вот как описан этот тип клуба в журнале Строительство Москвы 1928 г. №7
Тип четвертый арх. Корнфельда четко выявляет две основные группы: зрительный зал с ему принадлежащими помещениями и клубную группу в два и три этажа.
Клубная группа связана с залом через буфет и главное фойе. Между обеими группами лежит открытый двор, богато убранный фонтаном и крытыми галереями, образующими террасы для отдыха в летнее время. Четко выявлены входы и выходы в главный вестибюль. Гардероб поставлен по наружной стороне главного фасада против выходов из зала, чем автор достигает с одной стороны, сравнительно небольшого фронта сдачи и большого развернутого по двум сторонам фронта выдачи одежды, с другой стороны — не загромождает главной артерии вестибюля, являющегося связующим звеном между главным фойе и лестницами, ведущими на второй этаж в фойе балкона, которое открывается лоджией на главном фасаде. Зрительный зал, рассчитанный на 1500 человек, заканчивается богатой портальной стеной, по бокам которой размещены круглые ложи для световых эффектов. Сцена достаточной глубины, в случае надобности, может быть устроена вертящейся. Главное фойе в месте поворота в буфет заканчивается эстрадой для оркестра. Комнаты клубные для кружковых занятий дифференцированы по своему назначению, библиотека помещена в 3-м этаже, спортзал поставлен в стороне от общего потока в увязке со спортплощадкой.
По данному типовому проекту были построены дома культуры в городах Раменское и Орехово-Зуево.
Общие характеристики Дома культуры Я.А. Корнфельда, представляющего из себя измененный проект клуба, так называемого 4-го типа (Дрезна, Березники, Красноармейск/Софрино):
Объем здания 24 000 куб м
Вместимость большого зала 1000 чел
Клубные комнаты 13 (400 кв м)
Читальные залы 2 (180 кв м)
Книгохранилище 50 кв м
Гостиные 1 (56 кв м)
Кафе 125 кв м
Спортивный зал 11х18 м
Детский сектор комнат 2 (39 кв м)
Вестибюли 2 [1]
Итак, в конце 1937 года трудящиеся Дрезны радостно встречают долгожданную новость об открытии Дворца культуры. С гордостью местные газеты пишут о новом Дрезненском клубе.
Огромное красивое здание занимает большую площадь. Стоимость Дворца культуры — 2 миллиона рублей. Зрительный зал вмещает 1000 человек, бархатный занавес закрывает большую сцену, оборудованную всеми необходимыми приспособлениями.
В первом этаже ДК имеются просторные фойе, большая комната буфета и зал для танцев.
Второй этаж ДК открывает комната отдыха. Красивые занавеси, мягкие кожаные диваны и кресла делают комнату очень удобной для отдыха.
Около двадцати комнат второго этажа предназначены для клубной работы и самодеятельности. Здесь помещения для драматического и музыкального кружков, комнаты для художников и скульпторов. В просторных и светлых комнатах расположена библиотека-читальня.
1938 г. В дрезненском клубе имеется прекрасно оборудованная библиотека, читальный зал, комната отдыха, бильярдная, фотолаборатория, физкультурный зал и кинопроекционная камера с двумя звуковыми аппаратами.
В дворце культуры работает много кружков: драматический, хоросольный, струнный, духовой, кройки и шитья, физкультурный, шахматно-шашечный, литературный и пианистов. Имеется ИЗО-студия, балетная группа и детская техническая станция, в которую входят: столярный, авиамодельный, слесарно-токарный, радиоэлектротехнический кружки. Всего видами кружковой работы охвачено 750 человек.
Дворец культуры ведет большую работу в казармах. Имеется 10 патефонов, их рабочие берут на дом. Узкопленочным аппаратом работники клуба показывают кинокартины в квартирах стахановцев. Для обслуживания жителей казарм кинокартинами предназначены 2 звуковые кинопередвижки. Директор Дворца культуры С. Мишин.
1938 г. Комната ИЗО представляет из себя выставку. Все стены заняты работами кружковцев. Ежедневно они занимаются здесь, рисуют этюды, пейзажи и т.д. У талантливого художника т. Селина излюбленными темами для рисунков являются жизнь и быт Красной Армии. Он написал картину «Красноармейцы в дозоре». Эта картина выставлена в фойе клуба. М. Вишнин
1945 г. Клуб имени Волкова — гордость Дрезны, любимое место отдыха рабочих. Зрительный зал, рассчитанный на 1000 мест, зачастую бывает переполнен. В красивом и вместительном фойе вечерами играет молодежный ансамбль под управлением Д.Р. Знатнова. Ансамбль пользуется заслуженным уважением среди текстильщиков. Составлен он в основном из молодых рабочих фабрики.
В 1945 году силами московских театров в дрезненском клубе было дано 63 концерта. На сцене клуба выступали заслуженные артисты СССР Черкасов, Ковалева, Олейников и другие. В течение года продемонстрировано 650 киносеансов, 120 концертов и постановок дано силами клубных коллективов самодеятельности. За год клуб обслужил 312140 человек. 1 миллион 96 тысяч рублей — годовой оборот клуба.
За год в клубе было прочитано 32 лекции на оборонные, исторические, литературные, научные и политические темы.
Во втором корпусе клуба целый этаж занимают библиотека и читальный зал. В отдельном этаже расположены комнаты кружков самодеятельности.
Дрезненскому драмколлективу в 1940м году на Всесоюзном смотре кружков самодеятельности выдана похвальная грамота. Сейчас коллектив возобновил свою деятельность постановкой пьесы Шиллера «Коварство и любовь».
Дрезненский рабочий любит песню — хорошую, старинную, в которую вложено настоящее русское сердце во всей его широте и глубине. Хором кадровых рабочих руководит потомственный текстильщик т. Кусков.
Всего в клубе восемь кружков самодеятельности. Кружковой работой охвачено 326 человек. Кружки в течение года выступали 106 раз в цехах фабрики, в общежитиях, на торфопредприятии, в подсобном хозяйстве фабрики.
На краеведческую конференцию учащихся Орехово-Зуевского района, проходившую в 2008-2009 годах, ученицей Дрезненской средней школы был представлен доклад «Летопись культурного развития Дрезны». В этой работе были зафиксированы воспоминания о том, каким запомнился клуб жителям Дрезны.
Клуб был спроектирован необычно: два трехэтажных корпуса, соединенных между собой третьим двухэтажным, по форме напоминали строчную букву «Г». Двухэтажное здание гримерной примыкало к третьему корпусу. Западный фасад завершался одноэтажным зданием спортзала. Два главных входа с широкими лестницами были украшены колоннами с лепниной, а перила — «шариками». Между двух колонн центрального входа (что был напротив входа в парк) стояла женская статуя.
Причудливые растительные узоры обрамляли стены и потолки клуба как снаружи, так и внутри. Два входа вели в первый корпус, где размещался зрительный зал. Здесь посетители могли ожидать начала киносеанса в просторном фойе. Со стороны служебного входа на сцену находился буфет и проход во второй корпус. Зрительный зал поражал воображение простых рабочих большой сценой, партером и балконом, хрустальной многоярусной люстрой, сияющей под потолком в ярких огнях, и расписным потолком. На нем были изображены простые труженики страны Советов разных профессий. «Такое впечатление было, — рассказывает Мамонтова М. В., заведующая библиотекой в школе №1, — что все они на демонстрации. Такими счастливыми были их лица и таким красочным рисунок. От него мне передавалось особое настроение и ощущение чего-то великого».
На балкон (второй этаж) можно было попасть по двум, расположенным с разных сторон фойе, лестницам, на площадке одной из которых стояло огромное зеркало. Там же, на втором этаже, располагалась кинобудка, художественная мастерская, где писались афиши и транспаранты, Ленинская комната, и был проход во второй корпус.
Зрительный зал и сцена клуба отвечала всем требованиям театра. Сцена была достаточно большой (она занимала половину третьего корпуса), имелась оркестровая яма (позже ее не стало), суфлерская будка. Сцена была оборудована сложным механизмом поднятия и опускания занавесей, декораций и киноэкрана. Старожилам города запомнились первые тяжелые кулисы. Они были сшиты из плюша синего цвета с выбитым рисунком в виде ромбов. Позже их заменили на бордовые. За кулисами витал особый дух театра. Любой, кто хоть раз побывал тут, ощущал это. Здесь было множество декораций, огромный черный рояль, помещение с уютными гримерными, узкие железные лестницы, ведущие к осветительным приборам, к стропилам под самый потолок и под сцену. Увиденное – завораживало.
В зрительном зале были предусмотрены запасные выходы. С одной стороны – выход в фойе с затейливыми витражными стеклами в окнах, с другой – выход на улицу после сеанса.
Была в фойе и третья лестница. По ней, как и по двум первым, можно было попасть на второй этаж второго корпуса и на третий этаж первого, где располагались комнаты для различных кружков. Самая большая комната располагалась над Ленинской комнатой и предназначалась для занятий танцами.
Во второй и третий корпус вел другой вход с двумя небольшими боковыми лестницами на западном фасаде здания. Через него можно было сразу попасть в спортивный зал, оборудованный смотрительным балкончиком. На втором этаже, куда также вела широкая лестница, располагались кабинеты администрации и кружки. Лестница вела не только на второй этаж, но и на третий, в библиотеку, занимающую половину третьего корпуса.
Клуб был оснащен по последнему слову прогресса: электричество, водопровод, канализация, отопление. [5]
Источники:
1. Архитектура клубов и дворцов Культуры, М.: 1953 г.
2. Газета «Текстильщица», 1930-1951 гг.
3. Газета «Орехово-Зуевская правда», 1922-1951 гг.
4. Рабочий клуб, 1924, № 5
5. Доклад «Летопись культурного развития Дрезны», Дрезненская средняя школа. Ученица А. Лобанова, руководитель Е.В. Никитина, 2009 г.