Дрезна-истоки

ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ

ДРЕЗНА-ИСТОКИ

Стенькин Константин Иванович

Подготовила М.В. Аникина

Кинооператор из Дрезны

Константин Иванович Стенькин родился в многодетной семье 11 мая 1926 года. Его родители Дарья Николаевна и Иван Иванович приехали в Дрезну из Рязанской области в 1922 году.
В семье родилось пятеро детей: Георгий (1923), Константин (1926), Виктор (1928), Антонина (1932), Людмила (1934).
Все дети выучились и устроили свою жизнь в Москве, только Георгий, мечтавший поступить в авиационный институт, после демобилизации окончил Орехово-Зуевский пединститут и работал в Дрезненской школе.

В 1940 году в СССР было введено платное обучение в 8-10 классах. Старший сын Стенькиных, Георгий, в это время перешел в 9-й класс, а Константин — окончил седьмой. У родителей не было возможности платить за двоих, и Костя пошел учиться на электрика в Орехово-Зуевское ремесленное училище.
После начала войны училище эвакуировали на Урал, а Константин остался и пошел работать на Дрезненскую фабрику.

Однажды в 1942 году Константин поехал за хлебом — в то голодное время люди нередко выменивали разное свое имущество на продукты, в ту поездку он сильно простудился и тяжело заболел. Дарье Николаевне разрешили уехать в деревню подлечить сына. Так семейство оказалось в д. Малое Пирогово Рязанской области (вероятно, на родине Дарьи Николаевны — А.М.). Стенькины планировали остаться в деревне ненадолго, но задержались там на несколько лет. Дарья Николаевна стала работать председателем сельсовета, а потом — председателем колхоза. Константин, излечившись, пошел на работу в лесничество учетчиком, в 1943 году поступил в техникум, а в апреле 1944 года его, ещё не достигшего 18 лет, призвали в армию. Константин попал во флот, прошел подготовку по ведению подводных работ и практику водолаза и был распределен на минный заградитель «Марти» — корабль, переоборудованный и модернизированный из бывшей роскошной императорской яхты «Штандарт».

На яхте «Штандарт» — Николай II с сыном

«Марти», военные годы
К.И. Стенькин

На «Марти» Константин Иванович отслужил пять лет, экипаж участвовал в подъеме потопленных кораблей. В начале 1950 года К.И. Стенькин был демобилизован и вернулся в Дрезну, там он работал на фабрике и доучивался в вечерней школе.
Получив среднее образование в 1952 году, К. Стенькин поступает во ВГИК.
Ещё в армии Константин увлекся фотосъемкой и приобрел себе фотоаппарат. Кроме того, старший брат Юрий (Георгий) являлся активным участником дрезненского театрального коллектива под руководством И.И. Логинова, и надо полагать, разговоры о драматическом искусстве в семье не были редкостью.

Константин мечтал стать оператором, но не прошел по конкурсу на операторский факультет. Однако этих баллов ему хватало, чтобы стать студентом экономического факультета института кинематографии. Молодой человек решил не терять времени, не упускать возможностей и воспользовался этим обстоятельством.

Когда в Дрезне узнали, в каком институте учится Константин Стенькин — многие удивлялись и восхищались.

После получения диплома в 1956 году Константин был распределен на киностудию «Мосфильм» старшим администратором кинокартин.

Справка: старший администратор выполняет комплекс организационных работ, обеспечивающих творческо-производственный процесс создания кинофильмов, телевизионных программ. Принимает участие в разработке производственно-тематического плана (графика) подготовки программ и сметы расходов (расчета основных затрат), согласовывает их в соответствующих службах. Сдает производственные заявки по фильмам, программам и осуществляет контроль за качественным и своевременным их выполнением. Осуществляет в пределах своей компетенции связь со сторонними организациями, предприятиями, учреждениями. Подбирает, заказывает и доставляет на запись иллюстративный материал (рисунки, фотографии и т.п.), экспонаты и реквизит сторонних организаций, отвечает за их сохранность и своевременный возврат. Организует обеспечение студии постановочными средствами, проверяет готовность декораций, костюмов, грима и реквизита. Обеспечивает своевременную явку на репетиции и запись всех участников фильмов и исполнителей программы, заказывает транспорт и пропуска. Контролирует готовность студии к проведению репетиций и съемок (записи), соблюдение привлекаемыми участниками фильмов, программ установленных правил работы в студии и правил техники безопасности. Обслуживает титровую и стендовую установки. Ведет учет занятости участников фильмов, программ, составляет и подписывает совместно с режиссером репетиционно-явочные листы. Оформляет документацию на оплату труда авторов, участников и исполнителей фильмов, программ, услуг сторонних организаций и сдает их в соответствующие службы. Подготавливает и оформляет производственный и финансовые отчеты по программе.

Первый фильм, в создании которого К.И. Стенькин принял участие в 1956 году — «Песня табунщика», повествующий о парнишке из бурятской провинции. Имя администратора в титрах не было указано.


Большая семья Стенькиных была очень дружной. Константин делился впечатлениями и переживаниями с близкими, и родные многое знали о нюансах его работы, о фильмах, над которыми которыми он трудился.

В 1959 году Константину Ивановичу довелось исполнить небольшую роль в фильме Ю. Чулюкина «Неподдающиеся». Хоть в титрах роль тренера на вышке и не значится, но в самом фильме имя человека, исполняющего эту роль, увековечено во фразе «Сейчас будет прыгать мастер спорта Константин Стенькин».

К. Стенькин (в костюме)

Константин Иванович — директор ряда кинокартин. Задачи директора кинофильма советского времени во многом схожи с обязанностями исполнительного продюсера в современной киноиндустрии.

В 1962 году Константин Стенькин в составе съемочной группы отравляется на Кубу, где был снят двухсерийный художественный фильм «Я — Куба». Этот фильм создавался после утверждения социалистического строя на Кубе и установления союзнических отношений между Кубой и СССР. Сценарий к фильму был написан Евгением Евтушенко в соавторстве с кубинцем Пинедо Барнетом. Вышедшая в 1964 году кинокартина была холодно встречена публикой, создателей фильма обвиняли в формализме, и впоследствии этот фильм был недоступен зрителю многие годы. Тем не менее, на IV Международном техническом конкурсе фильмов в рамках VI конгресса Международного союза технических кинематографических ассоциаций (УНИАТЕК) в Милане (1964 г.) этот фильм завоевал Гран-при. Интерес к этой киноленте возродился в постсоветское время, в 1996 и 2007 годах фильм получил ещё две зарубежные награды и несколько номинаций на кинофестивалях. А теперь операторская работа Сергея Урусевского считается эталонной в киноискусстве. В 2018-2019 годах на Мосфильме была сделана цифровая реставрация картины.

Павел Грушко, попавший на Остров Свободы как старший переводчик в составе съемочной группы, вспоминал: «Это были два замечательных года, ставшие для меня жизненным водоразделом. Мы прилетели с последним самолетом перед Карибским кризисом, когда на Кубе начался настоящий голод. Наш директор картины Константин Стенькин отправлялся на военные корабли, покупал там по дешевке сгущенку, тушенку, красные вина, и мы все это раздавали нашим друзьям-кубинцам. Оказалось, что при всем голоде, они не могли есть нашу тушенку, потому что там сверху лежал лавровый лист, который на Кубе растет буквально везде. Мы варили для них нашу тушенку с картошкой, они пальчики облизывали».


В 1965 году вышел фильм «Как вас теперь называть» о деятельности советской разведки в годы ВОВ. Фильм стал одним из лидеров кинопроката в СССР, после выхода на экраны в 1966 году его посмотрело более 36 миллионов зрителей. В основу фильма легли реальные события. Одним из авторов сценария был Герой Советского Союза Михаил Прудников, командир партизанской бригады «Мстители». Подпольщикам удалось взорвать полоцкую нефтебазу, этот эпизод был отображен в фильме.


Кинофильм «Баллада о комиссаре», снятый по мотивам рассказов Всеволода Иванова «Заповедник», «Долг» режиссером Александром Суриным, вышел в 1967 году. Фильм посвящен пятидесятилетию Великого Октября. В ролях: Юрий Назаров, Галина Польских, Виктор Шульгин и другие.


В том же 1967 году Константин Иванович со съемочной группой отправляется в Египет для работы над первой советской-арабской картиной «Люди на Ниле». Фильм повествует о жизни трудящихся на строительстве Асуанской плотины. Многие рабочие и инженеры, принимавшие непосредственное участие в возведении Асуанского гидроузла, охотно снимались в массовых сценах и эпизодах. Съемки проводились в Асуане, Александрии и Каире. Фильм был переведен на арабский язык и дополнен французскими субтитрами, при этом фамилию директора картины «французы» написали с ошибкой. Стоимость фильма составила 518,5 тыс. руб. Фильм был выпущен на экраны СССР в феврале 1972 года.


Константин Иванович работал с режиссером А. Роомом над фильмами «Цветы запоздалые» (1969 г.) по одноименной повести А.П. Чехова и «Преждевременный человек» (1971 г.) по сюжету неоконченной пьесы М. Горького «Яков Богомолов».


В 1972 году киностудией Мосфильм при участии Литовской киностудии был снят политический детектив «Это сладкое слово — свобода!». В основу сюжета фильма легли реальные события: побег трех политзаключенных-коммунистов из тюрьмы в Венесуэле. Режиссер — Витаутас Жалакявичус. Фильм получил Золотой приз VIII Московского кинофестиваля (1973 г.) и две премии в Нидерландах (1974 г.). В ролях: Ирина Мирошниченко, Родион Нахапетов, известные артисты Литовской ССР. В озвучке фильма принимали участие Валентин Гафт, Константин Райкин, Валентин Никулин.


В 1975 году вышла кинокартина М. Швейцера «Бегство из Мак-Кинли». Фильм был удостоен Государственной премии в 1977 году. Уличные сцены к этому фильму были сняты в Будапеште. В ролях: Владимир Высоцкий, Жанна Болотова, Алла Демидова, Леонид Куравлев, Донатас Банионис и другие.


Константин Стенькин работал с режиссером Борисом Яшином над двумя кинокартинами. Фильм «Долги наши», снятый в 1976 году, повествует о перепутьях, ошибках жизни, непростых размышлениях героя фильма. В ленте снимались: Леонид Марков, Лидия Федосеева-Шукшина, Наталья Андрейченко, Сергей Никоненко и другие. В 1980 году выходит драма «Ожидание» о превратностях любви и разлуки, о семейных взаимоотношениях. В ролях: Александр Фатюшин, Эммануил Виторган, Наталья Егорова и другие.


В 1981 году Константину Ивановичу посчастливилось работать в составе международной съемочной группы над фильмом режиссера Сергея Бондарчука «Мексика в огне» («Красные колокола», фильм первый) по сюжету книги «Восставшая Мексика» Джона Рида о революции и гражданской войне в Мексике в 1910-1917 годах. Фильм необычен во всем. Съемки проходили в Мексике, монтаж — в Италии. В главных ролях — актеры из Мексики, Италии, Швейцарии, США: Франко Неро, Урсула Андресс, Бланка Герра и другие. Фильм получил главный приз «Хрустальный глобус» на международном кинофестивале в Карловых Варах в 1984 году.


Военно-историческая драма о гражданской войне «Первая конная» вышла в 1984 году. В основу сюжета легли реальные события, подтвержденные историческими документами: героический бой Первой конной армии под командованием С.М. Буденного. В ролях: Вадим Спиридонов, Евгений Жариков, Георгий Мартынюк, Владимир Приходько, Юрий Назаров, Елена Проклова, Елена Драпеко, Сергей Проханов, Антон Табаков, Михаил Кокшенов, А. Панкратов-Черный, Игорь Верник и другие.


В многосерийном фильме «Михайло Ломоносов» (1984-1986 гг.) Константин Стенькин был директором картины во втором и третьем сезоне (4-9 серии). Режиссер Александр Прошкин. В ролях: Игорь Волков, Виктор Степанов, Илзе Лиепа, Кирилл Козаков, Алексей Жарков, Олег Меньшиков, Александр Домогаров, Леонид Ярмольник, Борис Клюев и другие.


Известный кинофильм «Холодное лето 1953 года» режиссера Александра Прошкина вышел в 1988 году. Большая часть съемок проходила в Карелии, на берегу Сямозера. Сцены в Москве снимались на Яузском бульваре. Во время работы над фильмом скоропостижно скончался актер Анатолий Папанов, к тому моменту уже были отсняты эпизоды с его участием. Озвучивал героя А. Папанова Игорь Ефимов. В 1988 году картину посмотрели более 41 миллиона зрителей, а для показа ее закупили 20 стран. В 1989 году фильм был удостоен Государственной премии СССР , премии «Ника», получил Гран-при на международном кинофестивале в Испании.


Шестисерийный фильм совместного российско-германского производства киностудий Мосфильм и Йона-фильм «Николай Вавилов», посвященный трагической судьбе советского биолога, академика, вышел в 1990 году. Режиссер Александр Прошкин. В ролях: Костас Сморигинас, Ирина Купченко, Богдан Ступка, Ингеборга Дапкунайте, Нина Усатова, Анхель Гутьеррес и другие.

В 1990-х годах Константин Иванович работал над фильмами «Любить по русски», «Сын за отца». Всего в фильмографии продюсера около сорока работ.

К.И. Стенькин — член Союза кинематографистов СССР. Его многолетний труд отмечен многими наградами, в том числе орденом «Знак Почета». Константин Иванович был заботливым и внимательным сыном, братом, мужем, отцом. Всегда из-за границы привозил родственникам подарки, старался помогать во всем. В ноябре 2001 года его не стало. Константин Иванович похоронен на Хованском кладбище Москвы.

Дочь Константина Ивановича, Лариса, пошла по стопам отца и закончила ВГИК. Ее работа также связана с кинематографом. У К.И. Стенькина трое внуков и правнук (прим. — на 2016 год).
Дети Стенькиных устроили свою жизнь в Москве, но не теряют связь с малой родиной. Родственники приезжают в Дрезну, чтобы навестить дорогие для них могилы Дарьи Николаевны, Ивана Ивановича, Георгия Ивановича.

Имя Константина Стенькина не забыто: его помнят коллеги, родные, помнят его и в Дрезне.

Источники
1. Материалы музея Дрезненской школы (Е.В. Никитина)
2. Газета «Орехово-Зуевская Правда», заметка О. Табунковой, созданная при содействии Марты Петровны Афанасьевой, по воспоминаниям Антонины Ивановны Матыциной
3. Открытые интернет-ресурсы: киносайты, Википедия, «Память народа»
4. Павел Грушко, «Ветер жизни мне поёт…»
5. Эдуард Щербина, «Минзаг «Ока-Марти-Штандарт» и вороватые волны»

Архивы

Все права защищены; 2024 Дрезна-истоки