Дрезна-истоки

ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ

ДРЕЗНА-ИСТОКИ

Маторин Афанасий Иванович

Имя театрального художника Афанасия Ивановича Маторина практически неизвестно широкому кругу читателей. Это и неудивительно — о биографии его известно совсем мало. И лишь заметка Н. Соколова, мастера механической мастерской Дрезненской фабрики, напечатанная в местной газете в 1958 году, позволила чуть больше узнать об истории дрезненской театральной жизни.

Товарищ Соколов рассказал газете следующее: «В первые годы советской власти в Дрезне открылся клуб. Он находился в помещении ново-ткацкого корпуса фабрики. Двери клуба широко распахнулись для рабочей молодежи. С первых дней организации клуба драматический кружок продолжал свою работу, ставя пьесы русских классиков. Из «старой гвардии» этого периода следует отметить тт. Малютина, Льдову, Ахлынина, Перелетова, Никитину, Соколова и др. В это время в клубе работал известный русский художник-декоратор Маторин (прим. — в тексте: Моторин). До революции Маторин был художником-декоратором при Опере Зимина, после революции — в нашем клубе, а затем — в Большом Академическом театре в Москве. Декорации Маторина высоко ценятся и по сей день. К сожалению, все декорации, написанные им в Дрезне, уничтожены.»

О датах жизни А.И. Маторина сведений не имеется. Афанасий Иванович — выходец из крестьянской семьи. Он имел лишь начальное образование. Современники отзывались о нем как о малограмотном человеке, писавшем с ошибками.

Начинал Афанасий Иванович в Большом театре в качестве рабочего сцены. Однако довольно скоро он, благодаря способностям и смекалке, стал помощником Карла Федоровича Вальца в Большом театре, совмещая функции декоратора и мастера сценических эффектов, в числе которых были бури, фейерверки, пожары, полеты и т.д. Трудясь с Вальцем, Афанасий Иванович в полной мере овладел методами и навыками этой работы.

В 1903 году Маторин познакомился с С.И. Зиминым, который в то время начал организовывать музыкальные вечера, проходившие в Зоологическом саду, в Сокольниках или в Кусково, предвосхитившие появление главного детища Сергея Ивановича — его оперного театра. В этом же году в Кусково была представлена опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин» и отрывки из «Демона» А.Г. Рубинштейна, декорации к которым выполнил Маторин.

Вскоре Афанасий Иванович уволился из Большого театра и связал свою работу с Оперой Сергея Зимина. Декоратор стал близким другом и правой рукой антрепренера. В 1904 году они вместе отправились в турне по Европе с целью изучения опыта и репертуара крупнейших зарубежных оперных театров.

Афанасий Иванович работал в Опере Зимина с такими художниками, как П.П. Кончаловский, И.Я. Билибин, Н.К. Рерих, С. Ю. Судейкин, В.Д. Поленов, с режиссером-постановщиком П.С. Олениным.

За тринадцать лет работы в Опере С.И. Зимина Афанасий Иванович оформил около двадцати постановок, внес важный вклад в становление и развитие театра. Оформляя спектакли, Маторин превращал их в яркое действо, поражая публику многочисленными техническими придумками. Так, опера П. Масканьи «Амика» имела шумный успех, поскольку художник удивил декорацией искусственного водопада, устроив его на двигающихся валах со струями живой воды. Публика аплодировала при открытии занавеса.

После национализации Оперы Зимина многие предметы, составлявшие собственность Сергея Ивановича, принадлежавшие его опере, в том числе и работы А.И. Маторина, оказались в музее имени А.А. Бахрушина.

А.И. Маторин. Эскиз декорации. Первый акт. «Амика». Опера С.И. Зимина
А.И. Маторин. Эскиз декорации. Келья Пимена. «Борис Годунов», Опера С.И. Зимина
А.И. Маторин. Эскиз декорации. Пролог. «Снегурочка», Опера С.И. Зимина
А.И. Маторин. Эскиз декорации. 2 акт. «Кармен», Опера С.И. Зимина
А.И. Маторин. Эскиз декорации. Вторая картина. Зал в замке Шинон. «Орлеанская дева», Опера С.И. Зимина
А.И. Маторин. Эскиз декорации. Японский дом на одном из холмов близ Нагасаки. «Мадам Баттерфляй», Опера С.И. Зимина

Почему же такой талантливый мастер оказался в Дрезне, безвестном местечке, в ничем невыдающемся провинциальном народном театре? История об этом умалчивает.

Тем не менее, имеется любопытная фотография из местной газеты 1958 года.

Оригинал фотографии, видимо, не сохранился, а на газетной фотоиллюстрации мало что можно разобрать, но надпись вполне читабельна: 1908 год, 19 октября, артисты и любители при фабрике Т-ва И.Н. Зимина в Дрезне.

Можно предположить, что идейным вдохновителем театрального кружка в Дрезне и был Сергей Зимин. Его родственники — владельцы фабрики — искусством не слишком интересовались. Кроме того, об имеющихся связях антрепренера с подмосковным поселком, свидетельствует тот факт, что Сергей Иванович состоял попечителем Дрезненского фабричного училища с момента его основания до 1917 года.

Об отношении к делу С.И. Зимина со стороны членов его семьи известно следующее: они не слишком одобряли его увлечение оперным искусством, считая, что оно обходится слишком дорого, сомневались в успехе его предприятия. Сергей Иванович много раз занимал крупные суммы у родственников, при этом не жалел средств для организации постановок и на сопутствующие расходы.

Вот как описывает современник день торжественного открытия Оперы Зимина в начале октября 1904 года:

«Два месяца усиленных репетиций и 1 октября 1904 года открыли первый сезон спектаклем Н.А. Римского-Корсакова «Майская ночь». <…>

Наступил день торжественного открытия оперы Зимина… Наш небольшой театр был переполнен.

Спектакль шел живо. Почти весь третий акт публика смеялась. Много раз поднимался занавес, довольные успехом выходили артисты на вызов. Вместе с дирижером появился перед публикой Зимин, он сиял от счастья.

После спектакля в ресторане «Метрополь» состоялся банкет. Было приглашено именитое купечество, директора Орехово-Зуевской ситцевой мануфактуры. Впервые в жизни я видел такое пиршество… Середину стола занимала семья орехово-зуевских фабрикантов шестимиллионной текстильной фабрики. Сидела эта группа «скульптурно» и молча…

Главный директор, толстенный седой старик, миллионщик Левонтий Зимин, не очень-то одобрявший затею своего пайщика Сережи Зимина, сидел в центре, окруженный почетом и уважением. Актеры разместились по краям стола… Шумно был воспринят тост за директора оперы, но я видел, как Сергей Зимин встал, подошел к Левонтию и почтительно чокнулся с ним. Субординация строго соблюдалась».

По всей вероятности, во времена лихих революционных перемен, после национализации Оперы, Сергей Иванович посоветовал своему другу и соратнику Афанасию Маторину поработать художником-оформителем в новообразованном народном драматическом кружке Дрезны, что прежде был театром при фабрике товарищества И.Н. Зимина. Конечно, дрезненский кружок был временным пристанищем мастера — надо полагать, на период, пока решалась судьба самого Сергея Зимина и его оперы, а вместе с тем — во избежание возможных неприятностей и преследований.

Сколько времени проработал в Дрезне Афанасий Иванович — неизвестно, но не стоит сомневаться в том, что если его помнили дрезненские старожилы-кружковцы, если не забыли они его восхитительные декорации, написанные в Дрезне, то это подразумевает, что Маторин внес свой значительный вклад в становление народного дрезненского театра, научил разным тонкостям своего дела дрезненских коллег.

Источники
1. http://mosjour.ru, «Публика аплодировала при открытии занавеса», М.Н. Гордеева.
2. «Сергей Иванович Зимин — антрепренер», С.Б. Войтковский, М. : ЛТИС, 2004.
3. Газета «Текстильщица», № 30 1958 г.
4. Экспонаты музея имени А.А. Бахрушина

Архивы

Все права защищены; 2024 Дрезна-истоки