в сокращении, с комментариями
Предшественниками каменного Троицкого храма на Березовском погосте являлись деревянные храмы, последний из которых после построения каменной церкви был за ненадобностью продан в Гридино современного Егорьевского района. Протоиерей Олег Пэнэжко сообщает следующее о самой седой древности Параскевиевского прихода: «Церковь Парасковеи пятницы деревянная, построена исстари, находилась в дворцовой Куньевской волости, «на погосте на р. Березовке», по окладу 1628 г. причт платил в год «дани 7 алтын 5 денег (т.е. 23 с половиной копейки — Е.С.), заезду гривна (плата при вступлении в приход нового священника), кормовых гривна» (гривна — 10 коп. — Е.С.), в 1635 г. дани уже «32 алтына 3 денег» (98 с половиной коп. — Е.С.). В писцовых книгах 1646 г. указан причт Пятницкой церкви: «У церкви во дворе поп Андрей», в 1680 г. «поп Мина Михайлов да дьячок Герасим Яковлев», в 1717 г. «поп Григорий Трофимов», дьячок тот же и пономарь Герасим Герасимов» . <…>
В 1839 году началось строительство каменного трехпрестольного храма в Горбачихе. Вопрос, на чьи средства, до сих пор представляется довольно туманным. Изложу все версии и мнения. Официальное издание «Монастыри и храмы Московской Епархии», вышедшее несколько лет назад сообщает, что храм строился иждивением заводчика (так в тексте) Кондакова. Кондаковы жили в Горбачихе, и один из них имел кирпичное заведение с тремя (!) рабочими — но это было ближе к революции. О ком из представителей этого семейства идет речь, и возможно ли вообще говорить об участии некоего Кондакова именно в постройке церкви — неизвестно. Ссылки в епархиальной книге нет. В документах 1908 г., связанных с уступкой причтом части кладбища под захоронение старообрядцев, есть подпись церковного старосты Александра Кондакова — но это же 1908 год, а не 1839-1849. Предполагаемый храмоздатель, конечно, мог быть его отцом, дедом, дядей и проч. — но это все умозрительно.
Вторая версия — «русская народная» — связывает возведение горбачихинской церкви с именем известного зуевского фабриканта Ивана Зимина (отметим сразу, что фабрика в Дрезне — зиминская, но построена в 1897 г. его наследниками; впрочем, наверное, именно этот Зимин субсидировал строительство православных храмов — например, Богородицерождественского в Зуеве: как упоминает в 1871 г. игумен Парфений в своей «Смиреннейшей эпистолии» епископу Игнатию Можайскому, на зуевский храм «Зимин купец тоже миллион кирпича жертвует».
Тем не менее, вопрос открыт, ибо ни на какой документальной основе не базируется. Рассказ же такой: «Велел Зимин большую церковь, целый собор строить — навроде того, что в Гуслицком монастыре (обратим внимание, что в 1839 г. не то что Преображенского собора, но и самого Гуслицкого монастыря еще не существовало!), дал денег, проект, а сам уехал на воды лечиться. А как приехал — увидел обычную, довольно скромную церковь, ибо строители с подрядчиками половину денег пропили (рассказ существует именно в такой форме, менять причину пропажи денег все же не счел сообразным — Е.С.). Но перестраивать уж ничего не стал, только сказал: «Ничего, внутренним убранством возьмем» — и действительно, изнутри была церковь самая красивая». Впрочем, епархиальное издание также упоминает Зимина (как дрезненского фабриканта — однако посмотрим выше, когда и кем была построена Дрезненская фабрика!) в связи с работами по расширению трапезной и постройке колокольни в конце 1880-х гг.
Наконец, третья версия — наиболее предпочтительна, поскольку, во-первых, документальна, а во-вторых, в принципе, впитывает в себя и две предыдущих: в «ведомости о церкви святыя мученицы Параскевы, состоящей Богородскаго уезда, у речки Березовки за 1897 год» сказано, что церковь «построена 1849 года тщанием прихожан». В «тщание прихожан» входят и народные рубли, и копейки, и предполагаемые тысячи Зимина и Кондакова.
Итак, через 10 лет после инициирования, каменная престольная церковь была возведена. Главный престол был освящен в честь Пресвятой Троицы, боковые в трапезной — в память мученицы Параскевы и Рождества Божией Матери. Но выстроенный храм отличался от того, каким мы можем видеть его сейчас: трапезная была меньше, колокольня ниже, и стояла она, соответственно, ближе к прежней трапезной. К 1886 году эти два обстоятельства стали создавать определенные проблемы: храм с трудом мог вмещать в себя прихожан из окрестных деревень, которые, кроме того, порой не слышат колокольного звона, созывающего к службе, поскольку колокола подвешены низко — как о том свидетельствует архитектор В. Грудзин в пояснительной записке к своему проекту по устранению этих недостатков. Грудзин создал планы предполагаемых переустройств, и «пошла писать губерния»: изначально Московская Духовная Консистория 15 июня 1886 года послала их в строительное отделение Московского Губернского Правления, дабы оно уведомило консисторию «о том, можно ли по означенным планам разрешить предполагаемыя работы». Стройотдел выдал два одобрительных протокола с заключениями (отдельно по расширению трапезной и отдельно по возведению новой колокольни), которые были представлены «Для доклада господину Московскому Губернатору Московскаго Губернскаго правления по Строительному Отделению» и посланы в Консисторию. В итоге пятиоконная трапезная «была приложена на три окна», возведена новая высокая колокольня, которая была соединена с трапезной теплой галереей, причем
предусматривалось, в случае надобности, дальнейшее расширение трапезной за счет этой самой галереи.
Эти работы производились при настоятеле Михаиле Воронцове, который, очевидно, сменил на этой должности своего отца Алексея Воронцова, упомянутого в клировой ведомости за 1868 г. «Ведомость о церкви..» за 1897 год сообщает о нем, что «Священник Михаил Алексиев Воронцов 35 лет, родился в Московской губернии, из духовнаго звания, сын священника. Обучался в Московской Духовной Семинарии наукам Богословским, философским, словесным, математическим и историческим; языкам: латинскому, греческому и французскому (и это, можно сказать, обычный сельский священник! — Е.С.). По окончании курса наук с аттестатом втораго разряда, по увольнении в Епархиальное ведомство (9 мая 1883) Высокопреосвященнейшим Иоанникием Митрополитом Московским и Коломенским произведен в священника (27 октября 1883) на настоящее место, а рукоположен Преосвященным Михаилом, Викарием Московским, Епископом Можайским (29 января 1884). Грамоту имеет. Состоял Законоучителем при земской школе с 1887 года по 1898 год. За усердное преподавание Закона Божия в оной школе награжден набедренником (29 октября 1890). Состоит Законоучителем при церковноприходской Пятницкой школе (1892). В семействе у него жена его Серафима Иванова 33 лет. Сын их Алексей 12 лет, обучается во 2 классе Донскаго духовнаго училища. Имеет на церковной земле каменный дом с принадлежностями, у жены его недвижимаго имущества нет. \Поведения\ отличнаго. Судим и штрафован не был.» За долгие годы безупречного служения о. Михаил получит еще немало наград: в 1901 году — бархатную фиолетовую скуфью и камилавку, в 1911 — наперсный крест, в 1913 орден св. Анны 3-ей степени, в 1917 — сан протоиерея. Но, с приходом новой власти, много сделавший для храма Михаил Воронцов, присоединился к той части духовенства, которая заявляла о своем единстве с новой властью, и в 1926 г. стал обновленцем. Он потерял авторитет среди верующих и получил прозвище «красного попа». А вот служивший вместе с Михаилом с 1896 г. священник Василий Архангельский избрал другой путь и был расстрелян. Таковы разные финалы столь некогда похожих судеб.
[По-видимому, тут ошибка. Нет никаких сведений о расстреле В. Д. Архангельского. Его сын, С.В. Архангельский, на допросе 27 ноября 1937 года в ответ на вопрос — «Кто из ваших родственников был репрессирован органами НКВД», назвал только мужа двоюродной сестры. Самому В.Д. Архангельскому в 1937 году было (бы) 70 лет, а М. Воронцову — 75. — А. М.]
Но вернемся в конец 19 — начало 20 вв., когда горбачихинские священники не догадывались о том, что «революция поставит их по разные стороны баррикад». Обратимся к статистике и посмотрим, каков был Пятницкий приход. «Ведомость» 1897 года сообщает, что прихожанами храма являются: «Ведомства Государственных Имуществ крестьяне в деревнях Горбачихе (дворов 25, душ мужеска пола 112, женска 99; в 1 версте \от церкви\), Киняеве (дв.32, м.104, ж80, в 2 верстах), Бялькове (дв.20, м.73, ж.71, в 2 верстах), Рудине (дв. 24, м.69, ж74, в 2 верстах), Савостьянове (дв.89, м.284, ж.283, в 3 верстах), Малинове (дв.55, м.179, ж.177, в 3 верстах), Большом Кишневе (дв. 62, м.195, ж.203, в 3 верстах), в Малом Кишневе (дв. 31, м.78, ж.91, в 4 верстах), Юркине (дв. 69, м.236, ж.238, в 4 верстах), Острове (дв. 20, м.57, ж.44, в 6 верстах), Коровине (дв.1, м.7, ж.4, в 7 верстах); военных 22 двора, м. 120, ж. 136. Итого: дворов 450, душ муж. 1514, жен. 1500. Сверх того раскольников толка поповщины в деревнях Савостьянове 2 двора, м.12, ж.7, Малом Кишневе дв.6 м.16, ж.12, Острове дв.13, м.42, ж.47, Коровине дв. 81, м.259, ж.286. Препятствий в сообщении (прихожан с храмом — Е.С.) нет. Толка беспоповщины в деревнях Савостьянове — 1 муж, в Малом Кишневе — дв. 3, м.7, ж.4 Итого: дворов 105, м. 337, ж.357. Все означенныя селения находятся в Богородском уезде. Церкви священник Михаил Воронцов. Церкви священник Василий Архангельский. Церкви диакон Андрей Морозов. Церкви псаломщик Петр Орлов. Церкви псаломщик Иван Карпов». На 1907 год положение иное — в первую очередь, благодаря тому, что образовалось два новых прихода — Троицкий в Юркино и Богородицерождественский в Савостьяново. «Ведомость» 1907 года, писанная рукой священника Василия Архангельского, сообщает <…> Итого дворов 293, муж. 1008, жен. 1052. <…>
Однако ведомости по церкви означали лишь малую часть окормляемого народа. Фабричный бум второй половины 19 века в целом и основание наследниками Зимина фабрики в Дрезне, в частности, привели к огромному потоку людей на фабрики (а, соответственно, и в приходские церкви) не только из сопредельных волостей, но и губерний. Об этом весьма наглядно свидетельствуют метрические книги и брачные обыски. Посмотрим на копию одного лишь разворота Параскевиевской метрической книги о рождении за 1909 год — и увидим, что родители только одного из пяти рожденных между 10 и 15 февраля — приходские, из Малого Кишнева. <…>
Весьма интересную информацию дает ведомость 1907 года и о самом храме.
1 Построена в 1849 году тщанием прихожан.
2. Зданием каменная с таковою же колокольнею, крепка.
3. Престолов в ней три: один в настоящей во имя Святыя Живоначальныя Троицы, в двух приделах — 1-й во имя Рождества Пресвятые Богородицы и 3-й во имя Святыя мученицы Параскевы, настоящая и трапезная (должно стоять «теплыя», как в
«Ведомости» 1897 г, но пропущено — Е.С.).
4. Утварию достаточна.
5. Причта положено издавна: один священник, дьячек и пономарь, в
1779 году прибавлен диякон, в 1873 году дияконская вакансия была
прикрыта. В 1874 году диякон определен по приговору прихожан, по
которому и получал по 10 коп. с каждой ревизской души и пользовался из общей кружки по равной с причетниками доле; а в 1885 году утвержден в штатнаго диякона указом МДК за № 1811. В 1896 тоду открыта вторая штатная священническая вакансия.
6. Земли принадлежащей сей церкви: усадебной одна десятина 1574 кв. сажен; под кладбищем 4 дес. 945 кв. саж., под дорогами 1 дес. 1703 кв. саж., под половиною речки Березовки 1300 кв. саж., пахотной 33 дес. 1030 кв саж., сенокосной 27 десятин 2340 кв. саж., поросшей лесом 15 дес. 116 кв. саж, неудобной под кочками 36 дес: после срубки леса 45 дес., а всей вообще земли 171 десятина 2008 кв. сажен. На сию землю план и межевая книга имеются и хранятся в церковной ризнице. Священники и псаломщики свою часть отдают в наем, а диякон владеет сам.
7. Дома у священно-церковнослужителей собственные: священника
Михаила Воронцова каменный, священника Василия Архангельскаго, диякона и псаломщика Карпова деревянные на церковной земле.
С дозволения Начальства в 1902 году разрешено вырубить для поправки необходимых принадлежностей при доме священника Михаила Воронцова 287 корней. С дозволения Епархиального начальства в 1897 году для постройки сеней и двора при доме священника Василия Архангельскаго вырублено 300 корней; для постройки дома и поправки двора диякона 200 корней; для поправки двора псаломщика Карпова 100 корней; для поправки дияконскаго двора в 1876 году вырублено 100 корней, и на переднюю и заднюю избы при пономарском доме в 1849 году 153 корня и на кровлю для дома в 1863 году 25 корней.
8. На содержание причта получается в год процентов по непрерывно-доходным бумагам за №№141362-41362 на сумму 925 рублей и за №141360-41360 на сумму 100 руб., по билетам Государственной Комиссии Погашения Долгов за №19342 на сумму 275 рублей, за № 28744 на 100 руб., №29503 на 100 руб., № 36606 на 150 руб., № 100222 на 575 р., по квитанциям Московской Конторы Государственного Банка за № 8035 на 100 руб., с 4% государственной ренты за №№3921/62 и 3922/62 на 2000 руб., №287/145 на 500 руб., за №435\131 на 500 руб., за №194\178 на 200 руб., за №4437 \97 на 100 руб. за №4881\68 на 100 рублей. Два билета: один 1-го внутренняго с выиграшами займа за №16783\45 и другой 2-го внутренняго с выиграшами займа за №4558\17 и закладной с выиграшами лист Дворянскаго земельнаго Банка за № 3320\39 на сумму для причта все три на 200 рублей. На книжке сберегательной кассы за №9497 на сумму 939 руб. 10 коп. Всего же причтоваго капитала 6864 руб. 10 коп., означенные билеты внесены на хранение в Государственный Банк. От арендуемаго участка земли в две десятины получается ежегодно 100 рублей.
9. Здания, принадлежащия сей церкви, суть следующия: каменная двухэтажная сторожка, крытая железом, в верхнем этаже которой помещается церковно-приходская школа, деревянный сарай, крытый железом; деревянный дом, крытый железом, на каменном фундаменте, в деревне Бялькове, в котором помещается церковно-приходская школа.
10. Разстоянием сия церковь от Духовной Консистории в 72 верс., от местнаго Благочиния в 20 верстах.
11. Ближайшия к сей церкви: 1-я Богородицерождественская, в
селе Савостьянове в 3 с половиной верстах, 2-я, Никитская, у речки
Дроздны в 6 верстах; 3-я, Крестовоздвиженская, что в Уполозах в 8
верстах и 5-я, Троицкая, при деревне Юркине, в 4 верстах.
12. Приписной к сей церкви ист.
13. Домовой церкви в сем приходе нет.
14. Опись церковному Имуществу есть, выданная 21 Мая 1856 года за №5109, скреплена Членом Консистории протоиереем Покрова
Собора Александром Воскресенским, за печатью Консистории.
15. Приходно-расходныя книги даны в 1907 году, ведутся исправно и
хранятся в целости.
16. Копии метрических книг с 1827 года хранятся в целости.
17. Исповедныя росписи хранятся с 1828 года, кроме лет 1870, 1871, 1874, 1876, 1880 и 1881, которыя были затеряны совершенно в 1884 году за смертию священника Алексия Михайлова Воронцова, но эти годы по прошению священника Михаила Алексиева Воронцова указом М.Д.К. от 7-го Августа за №5242 предписано снять с них копии. 18. В обыскной книге, выданной в 1901 года Января 30 дня из Духовной Консистории за шнуром и печатью оной и скрепленной Членом Консистории Архимандритом Амфилохием писанных листов 318, а не писанных 192..».
Нынешний настоятель храма протоиерей Сергий Захаров ведет
изыскания по истории Свято-Троицкой церкви в архивном отделе
администрации Орехово-Зуевского района, устанавливая ранее неизвестные факты; в частности, о. Сергий разыскивает в метрических книгах материалы о людях, захороненных в ограде храма. Попадается и много иной интересной информации — в частности, о посещении Свято-Троицкого горбачихинского храма братом последнего русского царя Михаилом Романовым, присутствовавшим при венчании.
[Крайне маловероятно, что Михаил Романов лично побывал в Параскевиевском храме. По-видимому, речь идет не о венчании, а о крещении — в метрической книге за 1915 год имеется запись от 24 февраля, где Вел. кн. Михаил Александрович указан как один из восприемников. Но, во-первых, для члена царской семьи было допустимым считаться восприемником при таинстве крещения заочно, а во-вторых, из дневников самого Михаила следует, что в это время (февраль 1915 г.) он был на фронте, в Галиции — А.М.]
Заканчивая рассказ о дореволюционной истории храма, остается сказать еще несколько слов о диаконе Андрее Петрове Морозове и псаломщике Иване Карпове. Отец диакон в 1909 г. достиг возраста 62 лет. Родом он был из Калужской губернии, сын диакона, обучался в Коломенской духовной семинарии, в 1870 г. пел в Московском Синодальном хоре, рукоположен в сан диакона к Параскевиевской церкви 20 января 1874 года, 10 марта 1903 г. получил серебряную медаль. В 1910-х гг. в храме был уже другой диакон, из чего следует, что о. Андрей либо вышел за штат, либо, что вероятнее, скончался. Псаломщик Иван Иванов Карпов в 1909 г. достиг возраста 53 лет, сын дьячка Московской губернии, служил псаломщиком в разных местах с 1875 г., в Горбачихе служил с 1879 года. Служил он еще и в 1919 году, а в период до 1930 г. упоминается диакон Иоанн Карпов; вполне вероятно, что это все тот же человек.
Так мы постепенно перешли к послереволюционному периоду существования Свято-Троицкого горбачихинского храма. Официально до своего перехода в обновленчество в 1926 году настоятелем оставался Михаил Воронцов. <…> Надо полагать, какое то время так и продолжалось. Следующий настоятель, священномученник Сергий Скворцов, получил этот сан в 1933 г. В тридцатых годах с храма сняли колокола, в 1937 г. арестовали о. Сергия. При храме оставался диакон Павел Фелицын. В архиве Орехово-Зуевского благочиния сохранился его послужной список. В сан он был рукоположен епископом Иоанном Бронницким в 1922 году, два года спустя переведен в горбачихинский храм. В 1941 году рукоположен к этой церкви священником, но не был зарегистрирован районным советом в связи с делом о закрытии данной церкви. В 1944 году вновь назначен к данной церкви вторым священником, а в 1949 году — настоятелем. Накануне войны храм хотели использовать под инкубаторную станцию, но Бог не попустил. Павел Фелицын был призван на трудовой фронт, затем, как было указано, в 1944 году он возвращается, службы в храме возобновляются. Кто в его отсутствие был настоятелем — неизвестно.
О. Павел стал последним настоятелем Троицкого храма до его закрытия и разорения. После смерти Сталина красавец-храм был обречен на медленное уничтожение. Исчерпывающий отчет об агонии параскевиевского прихода хранится в Центральном Государственном Архиве Московской Области (ЦГАМО). Еще и месяца не прошло со смерти Сталина, как адская машина гонений на Церковь вновь пришла в движение. «Исх. № 2\4429. 3 IV 1953. Сов. секретно. Председателю Московского исполнительного комитета депутатов трудящихся тов. Волкову Л.П. В Орехово-Зуевском районе Московской области, между объектами, строящимися войсковым подразделением, находится Дрезненская церковь «10 пятница», кладбище и несколько домов, в которых проживает персонал, обслуживающий церковь и кладбище. Расположение церкви и кладбища мешает технической работе строящихся объектов специального назначения. В связи с этим прошу Вас срочно рассмотреть вопрос о возможности закрытия Дрезненской церкви и кладбища при ней или переводе их в другое место Орехово-Зуевского района. 3-й Гл. Упр. В. Рябиков. Секретный отдел Мособлсовета. Вх. № 00535,4IV 1953.» Чрезвычайно хитрая бумага. Чем именно? Да тем, что это всего-навсего типовой шаблонный, отпечатанный на печатной машинке бланк с пропусками; от руки чернилами в нем написаны только следующие слова: «Орехово-Зуевском, Дрезненская, 10 пятница, Дрезненской Орехово-Зуевского». То есть чистой воды «липа», постоянный предлог для закрытия и сноса церквей по причине расположения меж повсеместными объектами военного строительства. На сей бумаге большой начальник наложил резолюцию: «т. Трушину А.А. Прошу дать заключение по этому вопросу. А.Волков. 7. IV 1953 г.».
Какое заключение дал товарищ Трушин — документально не видно, но зато и так совершенно понятное. Вскоре Мособлсовет выдал следующее решение: «Сов. секретно. Решение от 27 апреля 1953 года № 00478\15. О закрытии церкви и кладбища на погосте «10 пятница», гор Дрезны, Орехово-Зуевского района. Принимая во внимание, что территория погоста «10 Пятница», гор. Дрезны передана 3-му Главному Управлению при Совете Министров СССР для строительства спецобъекта, а поэтому Исполком Мособлсовета решил: 1. Закрыть действующую церковь, расположенную на территории погоста «10 Пятница», гор. Дрезны без предоставления общине верующих другого церковного здания. 2. Обязать Уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при Совете министров СССР по гор. Москве и Московской области (тов. Трушина) в десятидневный срок снять с регистрации общину верующих церкви погоста «10 Пятница». 3. Обязать исполком Орехово-Зуевского райсовета (тов. Смирнова) а) при закрытии церкви с предметами религиозного культа, находящимися в распоряжении общины верующих, поступать согласно Положения «О порядке учета и использования национализированного, конфискованного, выморочного и бесхозного имущества», утвержденного постановлением СНК СССР от 17 апреля 1943 года № 404 и постановления СНК СССР от 30 июня 1944 года № 801 о дополнении ст. 5 указанного выше Положения; б) в месячный срок закрыть действующее кладбище на погосте «10 Пятница», с отводом участка для организации нового кладбища. Просить Совет по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР (тов. Карпова) дать согласие на закрытие церкви погоста «10 Пятница», гор. Дрезны, Орехово-Зуевского района. По получении согласия Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР считать настоящее решение вступившим в силу. Председатель Исполкома Мособлсовета А. Волков. Секретарь Исполкома Мособлсовет С. Горностаев.» Далее — приписка от руки: «Разослать- № 0057 от 28\1У-53 г. экз. №1 — Совет министров СССР. №2 — Совет Министров РСФСР. № 3 — Исп. Орехово-Зуевского рай-на. №4 — Уполномоченному Совета но делам русской православной церкви при Совете М-в СССР по г. Москве и МО. №5 — Совету по делам русской православной церкви при Совете М-в СССР. №6 — Третьему Главному Упр. при Совете М-в СССР. №7 — В Дело. <…>
«Секретно. Исполнительный комитет Московского областного совета депутатов трудящихся. Решение от 12 июня 1953 г. №674/19с. О передаче общине верующих церковного здания в селе Кабаново, Орехово-Зуевского района, взамен изъятого на погосте «10 пятница», гор. Дрезны. В соответствии с постановлением Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР от 16 мая 1953 г. в дополнение решения № 00478\15 от 27.IV-1953 года Исполком Мособлсовета решил: 1. Взамен изъятого у общины верующих церковного здания на территории погоста «10 пятница», г. Дрезны, передать последней церковное здание в селе Кабаново. 2. Обязать исполком Орехово-Зуевского райсовета (тов. Смирнова) в 10-дневный срок принять от общины верующих церковное здание и причтовый дом на погосте «10 пятница» г. Дрезны, а взамен этого передать ей бывшее церковное здание в селе Кабаново. Председатель Исполкома Мособлсовета А. Волков. Секретарь Исполкома Мособлсовета С. Горностаев. <…>
Так погиб Троицко-Параскевиевский горбачихинский приход, дав при этом жизнь кабановскому. Кабановский храм, надо полагать, в то время пребывал в разоренном состоянии, поскольку из Троицкого храма туда был перенесен престол и часть утвари (изрядно пострадавший во время пожара в 1957 году). Кабановским иконостасом после небольшой переделки стал иконостас одного из боковых приделов закрытого храма. <…>
«Дрезна церковная», Е. В. Старшов, Орехово-Зуево 2009 г.