Текст составлен Кривощековой Людмилой Викторовной по своим воспоминаниям и по рассказам родственников.
Фотографии Людмилы Кривощековой
Семьи Макаровых из Юркино и Гусевых из Большого Кишнева связаны друг с другом с давних времен. В 1720 году проживал в Большом Кишневе крестьянин Кирила Артемьев и было у него 3 сына: Савин 20 лет, Михайла 15, Кондрат 8 лет.
В Б. Кишнево у сына Михайлы Кириллова и Дарьи Прокопьевой, Алексея, родились дети: Ерофей, Макар, Семен — перешли в Московское мещанство, Иван, Петр. От Петра пошли Бобковы и отделились в 1898 году Гусевы.
Савин Кириллов был переведен в Юркино, где в браке с супругой Прасковьей Михайловой у них родились сыновья: Тит, Федор и Макар (в 1746 году ему было два года) От Макара и сына его Макара Макарова произошла юркинская фамилия «Макаровы». У внука Макара Макарова, Дмитрия Трофимова, в браке с Агриппиной Алексеевой родилось четверо детей: Константин (1861 г.р.), Иосиф (1868 г.р.), Емельян (1871 г.р.) и Мария (1876 г.р.).
Младшая сестра Осипа, Мария, в 1892 году вышла замуж в Дулёво за московского мещанина Семеновской слободы Ивана Владимировича Щенникова, работавшего бухгалтером на дрезненской фабрике Зимина. Осип был крёстным двух детей сестры.
Иван Владимирович был заядлым охотником и на этой почве близко сдружился с братьями Перегудовыми. Наезжая к сестре в гости, Осип встречался с писателем А.В. Перегудовым, и тот приезжал в Юркино. К сожалению, муж Марии простудился на охоте и умер довольно молодым.
Из трех детей Щенниковых дожила до старости дочь Лидия. Два сына: Александр 1893 г.р., работавший на Дулевском фарфоровом заводе счетоводом и Михаил 1896 г.р., работавший кассиром в Дулевском керамическом техникуме, были репрессированы в 1942 году.
Далее я поведу рассказ о своем прадеде – Осипе (простонародная форма имени Иосиф) и его детях.
В 1890 году венчался рядовой 16 пехотного Ладожского полка, уволенный в запас Макаров Иосиф Трофимович 22 лет с кр. девицей Карановой Марией Павловной 22 лет. Прожив вместе с родителями около 10 лет, построил Осип свой дом. Дом вышел добротный, красивый, с резными наличниками и состоял из 2 изб и сеней. На усадьбе построил светелку и завел выезд — лошадь с тарантасом, единственным в деревне.
Когда стали переезжать в новый дом, забыли взять кошку, которую, по обычаю, первой впускают в новый дом. Из-за суеверного ли страха за единственного сына, но отец не пустил его первым в дом, а предложил сначала войти старшей дочери Куле (так называли домашние Акулину).
Но трагедия произошла. Первого декабря 1904 года Дмитрий умер от чахотки. И тогда всю свою любовь безутешный отец вылил на дочь Кулю. Акулина была статной, высокой, красивой девушкой с довольно большим размером ноги по тем временам (37-й размер). Иосиф Трофимович, уезжая в Орехово, возвращался домой с подарками. Покупал платья всем трем дочерям, но все одного размера (он ориентировался только на Кулю), то же было и с обувью. Поэтому младшим приходилось платья укорачивать, а в носки туфель подкладывать что-нибудь. Но, несмотря на такую «дискриминацию», сестры были очень дружны.
Место гулянья молодежи трех деревень — Б. и М. Кишнево и Юркино — находилось в месте, называемом «Кочки»; это современный перекресток дорог у М. Кишнево.
В 1910 году на одном из таких гуляний, во время которого танцевали кадриль, Акулина повстречала своего суженного, Гусева Ивана Гавриловича 1887 г. р. из Б. Кишнева. Естественно, Осип не был против свадьбы своей любимицы: семья жениха была под стать.
Гусев Гаврила Петрович мужик был зажиточный (согласно документу, заполненного учителем школы при Десятой Пятнице, в которой учились его дети). Дом — полная чаша. У Гаврилы с женой Марией Логиновой у первых появились тюль на окнах, ковер на полу, настенные часы, столики для цветов, горка с фарфором (это еще я застала в детстве), а на комоде стояла фарфоровая береза на ветви которой вешали юв. украшения, одевавшиеся по праздникам. Все украшения ушли в Торгсин В 1942 Г. Свадьбу Акулина и Ивана справляли в трактире в Дрезне. Это было необычно для деревни. Народ завидовал и обсуждал.
Двух младших дочерей Осип Трофимович отдал замуж по своему усмотрению, не учитывая желания дочерей. Среднюю Александру выдал за Владимира Орлова в Городищи (ст. Усад). А с Надеждой вышла трагическая история.
Жил в Юркино Андриан (в некоторых документах — Адриан) Семенович Маркин и было у него 2 сына. Филипп, мл. унтер-офицер Муромского полка, воевал, был ранен. Вернувшись, женился на Гусевой Варваре Гавриловне.
Второй сын, Василий, служил в Санкт Петербурге. После войны вернулся домой, но не один, а с женой и сыном. Только Андриан не принял сноху и внука — мол, жить негде. И покорный Василий, предав жену и сына, отправил их обратно. Вот и решили Осип, оставшийся один с женой и мл. дочерью и Андриан поженить Василия и Надежду, чтобы Василий пришел жить к тестю. А у Надежды любовь была с одним пареньком Наумовым. Мечтали пожениться. Вот так решением отцов было разрушено счастье трех людей. Через некоторое время Василию Андриановичу судьба нанесла страшный удар — работал он машинистом, спешил как-то домой, упал и ударился коленками об рельсы. Постепенно пошли нарывы — антибиотиков не было тогда, и в итоге остался без обеих ног.
В 1929 г Осипа хотели раскулачить вместе с его младшим братом Емельяном. Но тогда моя бабушка Акулина добилась приема у Калинина и отстояла отца. Уж не знаю, какие она приводила доводы, но факт есть факт — Осипа не тронули.
В 1933 году умерла жена Осипа, Мария Павловна. А в 1936 году умер и он сам.
Судьба его дочерей сложилась причудливо — две младшие до конца прожили со своими мужьями. А вот жизнь Акулины оказалась очень непростой, полной страданий из-за череды потерь самых близких ей людей. В 1935 арестовали её мужа Ивана, который работал главбухом на деревообрабатывающем заводе в Орехово-Зуево (точная его дальнейшая судьба не известна). 25 июля 1937 арестовали, а 9 августа 37 расстреляли в Бутово двух сыновей Акулины: Дмитрия 1915 г. р., работавшего учителем в школе д. Стенино и Леонида 1917 г. р. работавшего там же избачом.