Дрезна-истоки

ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ

ДРЕЗНА-ИСТОКИ

ВОВ. Калинин Иван Алексеевич. 1921 г. р. Дрезна

из книги

Залпы «катюш» уничтожали врага

Каждый раз, когда 9 мая прихожу к обелиску погибшим землякам на Привокзальной площади Дрезны, то всегда всматриваюсь в лица ветеранов. Стараются идти в шеренге к обелиску четко, по-военному, отбросив характерную для почтенного возраста шаркающую походку, и выпрямив согбенные бременем лет и воспоминаний плечи. Лица эти особенные — в складках морщин, в белизне седин, в потускневших глазах какое-то удивительное достоинство и благородство. В колонне — Иван Алексеевич Калинин, который прошел огненными верстами от Москвы до самых до окраин.

Каждый раз, когда встречаюсь с ним на улице или у нас в редакции — он частый гость здесь, то открываю все новые и новые грани его характера. Не любит говорить о себе и выставлять свое я, не склонен на наши сегодняшние неурядицы смотреть скептически, и молодежь сегодняшнюю не охаивает. Как-то принято сейчас писать о том, что комсомольцем пошел на фронт, а партбилет получил перед жарким боем под Сталинградом и всегда носил в кармане гимнастерки у самого сердца. Но все это было, и отбросить этого нельзя. И теперь Иван Алексеевич бережно хранит эту красную книжечку с портретом Ленина на обложке, но не доказывает каждому встречному-поперечному, что мол, демократы и Ельцин разорили страну, которую мы защищали ценою жизни. Надеется, что лишения и испытания, выпавшие на нашу долю, народ выдержит. Ведь не сломились в тяжкую военную годину.

Рос он в многодетной семье рабочих, мать и отец воспитывали девятерых детей. Пятнадцатилетним парнишкой пошел учиться в фабрично-заводское училище, затем работа на фабрике слесарем гаража. 16 марта 1941 года призван в Красную Армию и направлен в Московский военный округ, где проходил обучение в полковой школе 771-го стрелкового полка.

Сообщение о начале войны встретил в летних лагерях, расположенных близ Горького на берегу Волги.

«Выстроили нас на плацу, — вспоминает Иван Алексеевич, — и командир сообщил эту страшную весть. Тогда мы сразу-то и не поверили. Ведь какая прекрасная природа — зелень, голубизна Волги, все тихо, мирно. Стали проситься на фронт. Но получили отказ — нужно было закончить обучение».

В сентябре И.А.Калинин прибыл в формировочный пункт в Алабино под Москвой, где осваивал новое оружие — многозарядную пусковую установку БМ-13, которое народ любовно назвал «катюша». Существует версия, что это название связано с заводской маркой (буквой «К») на первых боевых машинах, изготовленных Воронежским заводом им. Коминтерна, и с популярной во время войны одноименной песней М.И.Блантера.

Что же такое «катюша» как боевая сила? Представьте себе 16 тяжелых орудий, выпускающих за 2-3 минуты 16 реактивных снарядов калибра 132 мм, весом 42 килограмма. Для перемещения такого числа обычных орудий с одной боевой позиции на другую требуется немало времени. «Катюше» же, смонтированной на грузовой автомашине, для этого нужны считанные минуты. Снаряды доставляются к цели за счет реактивной тяги двигателя. Дальность полета снаряда — около 8,5 километра. Залповый огонь обеспечивал внезапность и высокий эффект воздействия на противника.

Из формировочного пункта в подмосковном Алабино пулеметчик комсомолец Иван Калинин вместе с другими бойцами направляется в 32-й отдельный гвардейский минометный дивизион, который входил в состав Западного фронта под командованием маршала К.Г.Жукова. Наш земляк принимал участие в Вяземской операции и в битве под Москвой. Задачей пулеметчика, входившего в расчет гвардейской реактивной установки, было обезопасить «катюши» от авиационного обстрела.

«Ночью подъехали на машинах к Вязьме, — продолжает рассказ Калинин, — пороху-то не нюхали. Весь город полыхает огнем — конец света. Произвели несколько залпов и отошли к Можайску. Как только «катюша» сделает свое дело — то сразу перемещается в тыл. Неприятель по огневым точкам в темноте обнаруживает наши координаты и посылает авиацию. Мы же, пулеметчики, остаемся на прежних позициях и ведем огонь по самолетам врага из двухствольного зенитного пулемета. Охотятся за нами, как стервятники. Спать приходилось по 2-3 часа в сутки.

Небывалый эффект произвело новое грозное оружие. В стане врага ощущалось смятение. Залпы «катюш» наносили огромный ущерб врагу. Особенно много было выпущено снарядов под Можайском, Истрой, Рузой, Кубинкой, Звенигородом.

В ноябре уже начались сильные морозы. Приходилось нелегко. Держали связь с пехотой, чтобы определить сгруппирование врага и по этим координатам давать залпы. Подружился с Ваней Новиковым из Кунцева и Сашей Петровым из Орехово-Зуева. Делились последним сухарем, подбадривали друг друга. Последний бой мы приняли под Звенигородом в деревне Игнатьево. В 1938 году я неподалеку отдыхал в санатории. Прекрасные были места. А что я увидел — волосы на голове дыбом встали.

Деревня Игнатьево была наполовину занята немцами, наполовину — нами. Так близко было противостояние войск. Немцы бомбили деревню из минометов. Дали и мы залп из ракетных установок, чтобы выдворить немцев. После пошли в разведку — остались ли там немцы? Со мной в деревню пошло еще трое солдат — нет немцев. Вся деревня сожжена дотла. Из пепелищ торчат русские печки с трубами. Оставшиеся в живых жители попрятались в канавах и рвах. Неподалеку была еще одна деревня. Что же мы там увидели! Церковь вся обгорела, а в ней сотни сгоревших трупов. Туда немцы согнали всех жителей деревни и, отступая, подожгли. Никогда не забуду, даже ночью, бывает, это снится…».

За участие в боях за столицу Калинин был награжден медалью «За оборону Москвы». Эта награда нашла героя только в 1994 году.

«И еще не дает мне покоя такой эпизод. И как только выжить удалось? После участия в боях под Москвой наш 32-й отдельный гвардейский минометный дивизион направляется на Калужское направление. Я уже был разведчиком. Однажды на крытой полуторке группа разведчиков и связистов из 12 человек ехала в направлении города Тарусы. Спокойно переправились через Оку. По дороге шутили, балагурили. И тут сказал командир связистов Саша: «Это будет чудо, если кто-нибудь из нас останется в живых». Как только произнес он эти слова, то раздался адский свист, полуторку потрясло со страшной силой, в кабину угодила авиабомба. Мы-то в закрытом кузове не видели фашистский самолет. Повыскакивали из машины. Залегли. А взрыва-то все нет и нет. Каким-то чудом, угодивший в кабину шофера снаряд не сработал. Шофер погиб…».

В начале января 1942 года 32-й отдельный Краснознаменный гвардейский дивизион, где сражался наш земляк, вливается в состав Калининского фронта, действовавшего на подступах к осажденному Ленинграду.

«Наш 2-й гвардейский корпус, входящий в состав 32-го отдельного гвардейского минометного дивизиона, — продолжает Калинин, — находился под городом Холм, оккупированным фашистами. На этой позиции мы простояли с февраля до весны. Бесконечные обстрелы, высадки воздушного десанта.

И опять наш земляк в самой горячей точке войны, участвует в обороне Сталинграда.

«Было очень трудно, — вспоминает командир отделения разведчиков И.А.Калинин, — жара, степь. «Катюши» после очередных залпов передислоцировать некуда: вся степь отлично просматривается с воздуха. Приходилось делать подземные укрытия, загонять туда ракетные установки и вывозить их во время выстрелов, а потом опять убирать под землю…».

Военная судьба переменчива. Еще не закончилась Сталинградская битва, а Ивана Алексеевича посылают учиться на Урал в 1-е гвардейское Краснознаменное училище. А затем — фронтовая дорога лежит на Дальний Восток. В мае 1945 года он — командир отделения 927-го самоходного артполка в составе Забайкальского фронта. За участие в разгроме Квантунской армии он удостоен ордена Красной Звезды, который прибавился к боевым медалям. А затем служба в Порт-Артуре до августа 1946 года, где он был парторгом роты 257-го танкового полка.

Долгая дорога с Дальнего Востока к родному Подмосковью. Вернулся на свое довоенное рабочее место — слесарничать в гараже Дрезненской фабрики, затем стал механиком гаража, по сей день не расстается с предприятием, хотя переменил специальность. Иван Алексеевич — душа коллектива, ведь почти полвека он отдал любимому делу.

Безжалостное время все меньше и меньше оставляет с нами участников тех, вошедших в историю беспримерных событий, имя которому — подвиг. И мы должны быть более внимательными и добрыми к нашим ветеранам, учиться у них оптимизму, прислушиваться к мудрому слову и не забывать прошлое. Ведь без прошлого не бывает будущего.

Н. ЗАСТРОГИНА.

фото из школы-гимназии г. Дрезна

С ресурса

Мой прадед, Иван Алексеевич Калинин, родился в городе Дрезна Московской области. Молодым парнишкой был призван в Красную Армию весной сорок первого и был направлен в Московский военный округ, где проходил обучение в полковой школе.

Свой боевой путь начал в сентябре сорок первого года в городе Алабино под Москвой, где осваивал новое многозарядное оружие, которое потом было названо «катюша». Закончив обучение его, направляют в 32-й отдельный гвардейский минометный дивизион, входивший в состав Западного фронта под командованием Г.К.Жукова.

Мой прадед принимал непосредственное участие в боях за Вязьму и в битве под Москвой. За это он был награжден медалью «За оборону Москвы». В сорок втором году он принимает участие в боях на подступах к осажденному Ленинграду.

Очень тяжелые воспоминания остались у деда об обороне Сталинграда, где он был командиром отделения разведчиков. Он рассказывал, как тяжело было искать в степи места укрытия для «катюш». Бойцам приходилось делать подземные укрытия, загонять туда орудия и вывозить их во время выстрелов, а потом убирать опять под землю.

Еще не закончилась Сталинградская битва, а деда отправляют учиться на Урал. Победный май сорок пятого года он встретил на Дальнем Востоке командиром отделения самоходного артполка. За участие в разгроме Квантунской армии он удостоен ордена Красной Звезды, который прибавился к его боевым наградам. Свой боевой путь Иван Алексеевич закончил лейтенантом в августе 1946 года в Японии в городе Порт-Артур.

После окончания войны Иван Алексеевич вернулся обратно в город Дрезна Московской области. Работал сначала шофером, а затем мастером на автобазе ткацкой фабрики.

Каждый год, 9 Мая, мой прадед принимал участие в торжественных мероприятиях, которые проводились в его родном городе. В 2000 году он был одним из участников Парада Победы на Красной площади. Его имя навечно занесено в Книгу Памяти участников Великой Отечественной войны Орехово-Зуевского района Московской области.

Архивы

Все права защищены; 2024 Дрезна-истоки