Публикуется впервые
А. В. Жиров, М.В. Аникина
У каждого города есть своя история и памятные места. Знаковые здания, связанные с биографией города, незаметно для нас самих становятся неотъемлемой частицей нашей жизни. Городские символы, подчёркивающие его индивидуальность, неразрывно сливаются с обликом самого города,
Первой достопримечательностью, которая предстаёт сегодня взорам всех въезжающих в Дрезну со стороны Орехово-Зуево, является новая и изящная стела проекта Евгения Салова.
На стеле обозначена весьма примечательная для России дата – 1861 год. Почему эта дата важна для Дрезны? 14 июня 1861 года открыто постоянное движение поездов на Московско-Нижегородской железной дороге. А возникновение Дрезны как раз и связывают со строительством этой дороги, так как начало городу положила ж/д станция, получившая своё название от протекающей поблизости речки. К 1861 году относится появление крупных железнодорожных станций на линии Москва — Владимир.
Можно ли утверждать, что в том же году была открыта и станция Дрезна? Обратимся к источникам.
В Справочнике о железнодорожных станциях в СССР[1] (1981) приводятся такие сведения:
Код | Станция | Участок дороги |
25110 | Павлово-Посад (1861) | Москва-Орехово-Зуево |
25121 | Назарьево (1932) | Фрязево-Орехово-Зуево |
25120 | Дрезна (1861) | Москва-Орехово-Зуево |
25000 | Орехово-Зуево (1861) | Владимир-Москва |
25001 | Крутое (1932) | Владимир-Орехово-Зуево |
Или более ранний источник: «Перечень линий, ветвей и станций железных дорог, открытых для общего пользования, и прилегающих к ним ветвей частного пользования на 1-е ноября 1894 года» [2].
Убедительно? – Да, тем не менее, возникли сомнения и вот какие.
1. В 1999 году вышла книга «Годовые кольца истории» (история заводов и фабрик г. Орехово-Зуево и Орехово-Зуевского района)[3], и в главе «Железнодорожный узел» (автор – М.И. Раткин) про станцию Дрезна сказано: «В связи с увеличением грузовой и пассажирской работы в 1869 году была построена станция Дрезна». То есть, и год другой, да ещё указана причина открытия станции. Однако есть одно большое «НО» — ссылки на источники этой информации не приводятся.
2. В Ведомостях о селениях (1869-1871) расстояние до деревень указывалось от Павловского Посада, а не от Дрезны. Так, от Малого Кишнево до Павлово 10 вёрст.
3. Существуют Сборники сведений о железных дорогах в России за 1867-1872 гг., в которых есть раздел «Список станций». И вот, какие остановки были в 1867 году[4]:
Станции Дрезны нет. Отсутствует станция Дрезна и в 1868 году. В последующие годы названия станций в Сборниках не публиковались.
Итак, вопрос о том, когда была открыта станция Дрезна, пока остался открытым. А поиск продолжился в следующем направлении. В Сборнике за 1868-1869гг. сообщается, что «В 1869 году устроено пять новых полустанций для разъезда поездов». Важное дополнение: не просто построено 5 новых полустанций, а «на перегонах от 20 вёрст и более». Как раз перегон П-Посад – О-Зуево подпадает под эту характеристику. Эта информация найдена в статье А. Е. Троицкого «Станция Денисово в 1869–1886 гг.»[5]. Мало того, Денисово и Дрезна, имеют сходство с точки зрения своего возникновения. В упомянутом справочнике 1981 года открытие станции Денисово отнесено к 1862 году, А.Е. Троицкий же выяснил, что на самом деле это был 1869 год. И Денисово – это одна из пяти полустанций. Основной источник сведений — капитальный труд И. Ф. Рерберга – директора Московско-Нижегородской железной дороги с 1868 года.
Постепенно рядом со станцией начал развиваться пристанционный посёлок (почта и телеграф, аптека). И уже гораздо позже — в доме, примыкавшем к двухэтажному зданию (сейчас здесь находится администрация Дрезны) можно видеть фотосалон, парикмахерскую и часовую мастерскую[6]
В дальнейшем развитие пристанционного посёлка шло неторопливо, в основном, за счёт тех, кто переезжал сюда из других мест. В 1898 году, накануне запуска в эксплуатацию Зиминской фабрики, в Дрезне проживало постоянного населения 122 человека (66 мужчин и 56 женщин), количество домов — 21. Земля, на которой располагался посёлок, принадлежала деревне Рудино, и поэтому находилась у посёлка в аренде[7].
И какая станция может быть без вокзала? В начале XX века начальником станции Дрезна являлся коллежский регистратор Павел Иванович Покровский (1849 г.р.)[8]. В 1903 году по его инициативе и ходатайству было построено кирпичное здание вокзала – то, которое мы видим и сегодня. Вся трудовая деятельность Павла Ивановича связана с Московско-Нижегородской железной дорогой, на которой он работал с 1875 года. Был награждён. О нем есть заметка в Юбилейном издании в память 300-летия Дома Романовых[9]. В 1919 году занимал должность начальника станции Денисово, что около Коврово. В том же году вместе с помощником арестован по обвинению в антисоветской агитации. 11.11.1919 г. Президиум ВЧК огласил приговор: помощника к одному году лагерей, а Покровского расстрелять. Нетрудно подсчитать, что П. И. Покровскому было 70 лет. А вокзал и сегодня радует глаз, как некий символ города и, как память прошлых лет.
- Архангельский А.С., Архангельский В.А. Железнодорожные станции СССР. Справочник. В двух книгах. М.1981. Кн.1, стр.145.
- Перечень линий, ветвей и станций железных дорог, открытых для общего пользования, и прилегающих к ним ветвей частного пользования на 1-е ноября 1894 года. С.-Пб. 1895
- «Годовые кольца истории» (история заводов и фабрик г. Орехово-Зуево и Орехово-Зуевского района), составитель и научный редактор профессор Н.И.Мехонцев, г. Орехово-Зуево, 1999. http://www.bogorodsk-noginsk.ru/o-z/rings.html
- Сборник сведений о железных дорогах в России. 1867. Отделы I и II, Спб, 1867, стр.218
- См. «Да будет Время с нами вечно!» Сборник краеведческих работ по итогам IX Булыгинских литературно-краеведческих чтений. Вып. 8, МБУК «Межпоселенческая библиотека» Гороховец. р-на Владим. обл.- Гороховец, 2013, стр.28-37
- Фото из семейного архива А. Бобышева
- Московская Губерния по местному обследованию, 1898-1900 гг. т1 вып1., стр.57-58
- В 1902 году в Савостьяновской церкви крестил дочь Юлию. Жена – Олимпиада Георгиевна, дети – Владимир и Евгения.
- Юбилейное историческое и художественное издание в память 300-летия царствования державного Дома Романовых. — Москва., 1913