Дрезна-истоки

ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ

ДРЕЗНА-ИСТОКИ

Пятницкий Берёзовский, что на Дрезне погост. Прот. О. Пэнэжко

В сокращении, ред. правка А.М.

Погост в новом значении слова — церковь, обычно с кладбищем, стоящая уединённо, в стороне от селения. Деревянные церкви на этом месте, сменяя друг друга, стояли с XVII в. По преданию, церковь построена на месте явления иконы Мученицы Параскевы-Пятницы.

Клировая ведомость 1850 г. сообщает, что церковь на Березовском погосте (Десятая Пятница) «Построена тщанием прихожан. Деревянная, с такой же колокольней. Церковь крепка, но колокольня наклонена к югу». <…>

В 1839 г. было начато строительство каменной церкви.

После постройки в 1849 г. ныне существующего каменного храма Святой Троицы с приделами Рождества Божией Матери и Параскевы-мученицы (по приделу храм в народе называется Пятницким или Десятая Пятница, Параскева значит «пятница»), деревянная церковь была продана в с. Гридино Егорьевского района.

С 1828 до 1859 года в храме Пятницкого погоста служил священник Пётр Иванов Виноградов-Платонов. Он родился он в Московской губернии, обучался в Московской Духовной семинарии, а потом в Московской академии, по окончании которой определён инспектором Московского Спасо-Андроньевского училища и учителем по классу латинского языка, священной истории и катехизиса. По увольнении в Епархиальное ведомство митрополитом Филаретом рукоположен во священника к Вознесенской церкви г. Воскресенска, затем переведён ко храму Пятницкого Березовского погоста. На 1850 год Петру Иванову 52 года, его жене Евдокии Михайловой 41 год. У них дети: Мария, Алексей, Пелагея, Илларион, Иван.

Каменный Троицкий храм был одной из последних построек московского губернского архитектора Дмитрия Фомича Борисова (1788— 1850 гг.).

В храме был установлен пятиярусный иконостас, в приделах — трёхъярусные.

В клировых ведомостях за 1868 г. церкви Мученицы Параскевы у р. Берёзовки сообщается, что при храме причта издавна: один священник, дьячок и пономарь, а в 1779 г. прибавлен диакон. Дома у священноцерковнослужителей собственные: у священника каменный, у диакона, дьячка и пономаря деревянные, на церковной земле. Здания, принадлежащие церкви: каменная сторожка, сарай с весами для взвешивания дёгтя, сбор за оное чинится в пользу церкви и причта.

План местности 1886 г. показывает, что южнее алтаря стояли два деревянных одноэтажных дома для священников, западнее — дом причетника, потом два дома для дьячков, ещё два дома для причетников. На северо-западе от храма, в ограде, стояла каменная сторожка, за оградой деревянный дом просвирни и сарай, дровяной сарай был расположен и с северной стороны храма.

В клировой ведомости за 1868 г. о причте Параскевиевской, что при речке Берёзовке, церкви сообщается: священник Алексий Михайлов Воронцов, 34 лет, родился в Московской губернии, из духовного звания, сын дьячка, обучался в Московской Духовной семинарии наукам богословским, философским, словесным, математическим и историческим, языкам латинскому и греческому. По окончании курса наук с аттестатом второго разряда в 1858 г. и по увольнении в Епархиальное ведомство определён во священника на настоящее место в 1859 г. В семье у него: жена Пелагея Петрова, 30 лет, сын Михаил, 5 лет.
Диакон Кирилл Васильевич Березовский, 53 лет.
Дьячок Пётр Алексеевич Орлов, 35 лет.
Пономарь Михаил Васильевич Морозов, 51 год.
Сиротствующие — бывшего в селе причта священника Петра Иванова Виноградова-Платонова жена, вдова Евдокия Михайлова, 60 лет, тёща священнику.

В 1889 г. по проекту архитектора Владислава Осиповича Грудзина (1824-1901) предполагались расширение трапезной и постройка новой колокольни.

В пояснительных записках архитектор В. Грудзин писал:
«В июне месяце минувшего года представлен был в Строительное отделение и утвержден оным проект на сломку старой трапезы с колокольней и пристройку новой в обширнейших размерах, в соответствии с многолюдством прихода. Но по случаю невозможности произвести такую большую постройку в короткое время, ввиду крайних неудобств от прекращения зимнего богослужения на одну, а может быть на две зимы, за сломкою старой трапезы — прихожане этой церкви вынуждены в настоящее время, сломав колокольню, оставить старую трапезу о пяти окнах и ограничиться лишь удлинением ее на три окна, затем построить вновь колокольню с галереей, предназначенной для сбережения запасного места на случай будущего распространения трапезы. При разбросанности селений и отдаленности их от приходской церкви нередко благовест приходской колокольни, в которой колокола не очень высоко, бывает не слышен для многих прихожан, для устранения этого крупного неудобства, имеющего место в данном случае, церковный староста с причтом и прихожане убедительно просили увеличить высоту предполагаемой колокольни противу первоначального проекта, отчего нужно было по необходимости увеличить и самую площадь основания ее. По незначительности парусных сводов, предположенных в новой трапезной пристройке, не предвидится никаких затруднений в их кладке, что же касается новой колокольни, то по случаю песчаного грунта (хотя довольно плотного), приняты будут надлежащие меры для обеспечения прочности фундамента, а именно: в подошве будут положены самые крупные плоские камни, и кладка бутовая будет производиться под лопатку — для большей устойчивости колокольни — в обоих верхних ярусах кроме обычных железных связей будет употреблена прокладная плита из квадратно-аршинного белого камня. В пробивке двух арок в старой стене трапезы также не представляется никакой опасности, ибо своды в старой трапезе коробовые и потому примыкают к пробиваемой стене, не производя никакого давления…»

В клировых ведомостях за 1887 г. церкви Святой Мученицы Параскевы у речки Берёзовки записано: «Причта положено издавна один священник, дьячок и пономарь. В 1869 г. прибавлен диакон, в 1873 г. диаконская вакансия была прикрыта, в 1874 г. диакон определён по приговору прихожан, по которому и получал по десять копеек с каждой ревизской души и пользовался из общей кружки по равной с причетниками доле, а в 1885 г. утвержден в штатного диакона указом консистории». <…>

В 1887 г. в причте церковном состояли: священник Михаил Алексеевич Воронцов, диакон Андрей Петрович Морозов, 40 лет, псаломщик Пётр Алексеев Орлов, 53-х лет, псаломщик Иван Иванов Карпов, 31 год, просфорница Анна Семёнова, 54-х лет.

Заштатные и сиротствующие: служивший при сей церкви: пономарь Михаил Васильев Морозов, 70 лет, тесть псаломщика. Его сын Алексий Морозов, 23 лет, состоит священником Богородского уезда Преображенской, что в с. Савине, церкви. Служившего в сем причте священника Алексия Михайлова Воронцова жена вдова Пелагея Петрова, 53 лет, мать священника, теща диакона. На содержании сына».

В 1883 г. в семье диакона Пятницкой у речки Берёзовки церкви, Андрея Петровича Морозова, родился сын Иосиф, который после окончания Заиконоспасского Духовного училища поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1909 г.

В 1900-х гг. в Параскевиевской у речки Берёзовки церкви всё ещё служил диакон Андрей Петрович Морозов. Его сын Антонин (род. 1883) в 1899 г. окончил Донское Духовное училище, и в 1905 г. Московскую Духовную семинарию. После Андрея Морозова диаконом в храме Березовского погоста служил Дмитрий Холин, в 1910-х гг. переведён к церкви Павловской слободы Звенигородского уезда. Его сын Александр (р. 1889) в 1906 г. окончил Звенигородское Духовное училище и в 1912 г. Московскую Духовную семинарию.

В 1892 году трудами и заботами священника Михаила Воронцова была основана Пятницкая церковноприходская школа. Отец Михаил стал её заведующим. В начале своего существования школа была довольно многолюдной, но с течением времени, с открытием в приходе земской и трех церковноприходских школ, количество учащихся в ней сократилось до 50 человек. Попечителем школы состоял крестьянин Кондаков.

Священник Николай Васильевич Павлов окончил Коломенское Духовное училище, Московскую Духовную семинарию (со званием студента), с 1903 г. был учителем Запонорской церковноприходской школы Богородского уезда. В 1904 г. рукоположен к Троицкой церкви с. Юркино Богородского уезда. С 1905 г. — заведующий и законоучитель Юркинской церковноприходской школы. С 1912 г. священник Николай Павлов переведён в Коломну, в Коломенский Успенский собор.

В ведомости о церкви Святыя Мученицы Параскевы у речки Берёзовки за 1907 год записано: «… в 1896 г. открыта вторая штатная священническая вакансия».

В приход храма входили деревни Горбачиха, Киняево, Бяльково, Рудино, Малиново, Большое и Малое Кишнево, Коровино. Всего 2060 православных. Раскольников поповцев в Малом Кишневе было 25 человек, в Коровине — 540 (православных в Коровине было всего 24 человека), беспоповцев в Малом Кишневе было 15 человек (на 1907 г.).

В 1911 г. в д. Горбачиха Теренинской волости Богородского уезда, по проекту архитектора Ивана Михайловича Васильева (1861-1918), много строившего в Богородском уезде, была построена столп-часовня.

В клировой ведомости 1919 г. о церкви Святой Мученицы Параскевы в Пятницком Погосте у речки Берёзовки написано следующее: «Построена в 1849 г. тщанием прихожан с благословения митрополита Филарета вместо деревянной, проданной в село Гридино Богородского уезда (ныне в Егорьевском районе). Зданием каменная, с такой же колокольней.

В 1889 г. трапезный храм приложен на 3 окна, сложена вновь колокольня, соединенная с храмом теплым притвором. Престолов три — в настоящей — во имя Святой Живоначальной Троицы, в двух приделах — во имя Рождества Пресвятой Богородицы и во имя Святой мученицы Параскевы, настоящая и трапезная тёплые. По штату положены священник и два псаломщика. Но в действительности причт состоял из двух священников, диакона, двух псаломщиков и двух просвирен.

Здания, принадлежащие церкви: каменная двухэтажная сторожка, в верхнем этаже помещалась церковноприходская школа, построенная в 1886 г.; деревянные сарай, амбар и ледник, деревянный дом на каменном фундаменте в д. Бялькове, построен в 1906 г., в нём помещается церковноприходская школа. К церкви приписаны столбов-часовен каменных 6, одна часовня деревянная, одна часовня каменная на прежнем приходском кладбище, на месте бывшей деревянной церкви, входная.

Имеющиеся в приходе школы церковные: Пятницкая при храме, в 1917 г. закрыта; Бяльковская при деревне Бялькове (закрыта в 2010 г.); фабричная в ведении уездно-училищного Совета; земская в деревне Малом Кишневе; учреждены — первая в 1892 г., вторая в 1902 г., третья в 1900 г., четвёртая в 1915 г. Старостой церковным до 1919 г. был крестьянин д. Горбачихи Александр Герасимов Кондаков, старостой с 1919 г. был мещанин г. Киржача Владимирской губернии Покровского уезда Михаил Евграфович Агаев, 45 лет.

В 1919 г. настоятелем оставался протоиерей Михаил Алексеевич Воронцов, к тому времени ему исполнилось уже 57 лет. В 1883 г. он окончил полный курс Московской Духовной семинарии с аттестатом 2-го разряда. В том же году Высокопреосвященнейшим Иоанникием, митрополитом Московским и Коломенским, определён во священника на настоящее место. В 1890 г. он был награждён набедренником, в 1901 г. бархатной фиолетовой скуфьёй, в том же году камилавкой, в 1911 г. наперсным крестом. В 1913 г. награждён орденом Святой Анны 3-й степени, в 1917 г. саном протоиерея. В собственности у него каменный дом с пристройками из приобретённых в 1902 г. на свои средства материалов.

Рукоположен в 1884 г. С 1887 по 1893 г. состоял законоучителем в Савостьяновской земской школе, с 1892 по 1917 г. был заведующим и законоучителем в Пятницкой церковно-приходской школе, открытой им в построенном в 1886 г. на пожертвованные суммы каменном здании. Состоял заведующим в Юркинской церковноприходской школе, открытой им во вновь построенном в 1899 г. здании.

В той же школе с 1899 по 1905 г. был попечителем. С 1900 по 1907 г. и с 1912 по 1918 г. состоял законоучителем в школе при Дрезненской фабрике товарищества И.Н. Зимина, и с 1901 по 1907 г. — в школе для малолетних рабочих при той же фабрике. С 1898 по 1901 г. был членом ревизионной комиссии Богородского Богоявленского отделения епархиального училищного совета, и с 1901 по 1917 г. членом Совета Богородского Богоявленского отделения епархиального училищного совета. В 1902 г. им и крестьянином Е.В. Балякиным была создана церковноприходская школа в д. Бялькове. Е.В. Балякин стал и попечителем этой школы. Жена о. Михаила, Серафима Ивановна, родилась в 1863 г. Сын Алексей родился в 1885 г., окончил в 1907 г. курс Московской Духовной семинарии, состоял законоучителем и учителем в Пятницкой церковноприходской школе, с 1909 по 1915 г. преподавал в этой школе безвозмездно. Студент 4 курса Московской Духовной академии, а в 1919 г. студент того же курса на своём содержании.

Священник Василий Димитриевич Архангельский, 53 г. В 1903 г. награжден набедренником, в 1907 г. бархатной фиолетовой скуфьёй, в 1912 г. камилавкой, в 1916 г. — наперсным крестом. Из духовного звания, сын псаломщика Московской губернии. Окончил полный курс в Московской Духовной семинарии с аттестатом второго разряда в 1891 г. Высокопреосвященнейшим Леонтием, митрополитом Московским и Коломенским определён во священника к Феодоро-Стратилатской, с. Колычева церкви Коломенского уезда и рукоположен в 1892 г.

В 1896 г. переведён на настоящее место. С 1894 по 1896 г. состоял законоучителем в Протопоповской сельской школе Коломенского уезда, и с 1899 по 1900 г. — в Юркинской церковноприходской школе Богородского уезда, а с 1900 по 1902 г. в Савостьяновской земской школе того же уезда. Вёл религиозно-нравственные чтения с народом в той же школе в 1900 г. Состоял председателем строительной комиссии и наблюдателем по сооружению нового храма в с. Савостьянове. С 1902 по 1918 г. состоял заведующим и законоучителем в Бяльковской церковноприходской школе. С 1904 по 1906 и с 1907 по 1913 г. был законоучителем школы при фабрике т-ва Зимина, и с 1907 по 1912 г. — законоучителем в школе для малолетних рабочих при той же фабрике. На пожертвованные суммы построил здание для Бяльковской церковноприходской школы. У о. Василия Архангельского на церковной земле был деревянный дом с пристройками, построенный в 1897 г. из приобретённых на свои средства материалов.

К 1919 г. о. Василий был вдовцом. В семействе у него дети: Павел (р. 1893), окончил курс в Московской Духовной семинарии в 1915 г., состоял священником церкви с. Петровского, Клинского уезда в 1918 г., уволился из духовного ведомства и состоял учителем в Советской народной школе, в 1919 г. взят на военную службу, Сергий (р. 1898) обучался в 2 классе Московской Духовной семинарии на своём содержании, в 1919 г. взят на военную службу.

В 1919 г. диаконом Пятницкой, что у речки Берёзовки, церкви был Василий Иванович Махаев, 39 лет, псаломщиком — Иван Иванович Карпов, 62 лет, вторым псаломщиком — Сергей Иосифович Скворцов, 23 лет, просвирней — Вера Кириллова Морозова, 65 лет, 2-й просвирней — Александра Кириллова Березовская, 56 лет. Сиротствующие — дочь умершего диакона этой церкви Любовь Кириллова Березовская, 59 лет, девица, сестра обеим просвирням.

Политика новой власти, направленная на раскол Церкви, калечила судьбы людей и была соблазном. Много лет настоятельствовавший, много сделавший для храма протоиерей Михаил Воронцов, привыкший за годы настоятельства, ещё в царской России, к сотрудничеству церковных и светских властей в деле церковного строительства, присоединился к той части духовенства, которая заявляла о своем единстве с новой властью, и в 1926 г. стал обновленцем. Он быстро потерял авторитет среди верующих, получил название «красного попа», и когда он служил, то в церкви почти не было прихожан.

Священноначалием, верным патриарху Тихону и Местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту Петру, в 1926 г. из псаломщиков был рукоположен во священника и через несколько лет назначен настоятелем Параскиевской, что у речки Берёзовки, церкви Сергей Иосифович Скворцов (1896-1943, священномученик). Отец Сергий Скворцов стал предпоследним настоятелем храма.<…>

В клировой ведомости, составленной ещё при о. Сергии, в 1933 г., приведены «сведения по составу Исполнительного органа»: «при храме имеется «двадцатка», с которой заключён договор, также Исполнительный орган (тройка) и ревизионная комиссия. Исполнительный орган (тройка) состоит из следующих лиц: 1) Александр Сергеев Молошников, 2) Ефим Захаров Остафьев, 3) Михаил Никифоров Жиров. Ревизионная комиссия состоит из следующих лиц: 1) Михаил Евграфович Агаев, 2) Макар Ермолаев Ермолаев, 3) Федот Антонов Узеньков».

Храм хотели закрыть ещё в 1941 г.

После войны, когда гонения на Церковь приобрели более мягкую форму, в храм приходило столько народу, что все не имели возможности войти внутрь и стояли снаружи, слушали доносившиеся через открытые окна слова богослужения. По свидетельству старожилов, для того, чтобы люди снаружи могли лучше слышать происходящее внутри, храм был радиофицирован, на внешней стене установили громкоговоритель.

Прихожанкой Пятницкого храма в Дрезне была очень верующая женщина Анна Сергеевна Шевелкина (1874-1970, по мужу Ивлева). Она была родом из д. Назарьево. В 16 лет её выдали замуж за крестьянина д. Острово Карпа Егоровича Ивлева. У Ивлевых было крестьянское хозяйство. Карп Егорович воевал в Первую мировую войну, был ранен. В 1917 г. вернулся домой и вскоре умер. Анна Сергеевна осталась одна с шестью детьми. Прихожанами Иоанно-Богословского храма г. Ликино-Дулёво являются потомки Ивлевых: Руфина, Татьяна и её сын Иван Борисовы.

Во 2-й половине 1940-х гг. с о. Павлом служил диакон Михаил Нестеров.

Регентом церковного хора Пятницкого храма был Георгий Герасимович Мычкин (1886-1956). Он дружил с о. Павлом. В храме имелась фисгармония, на которой Георгий Герасимович любил играть.

На фотографии, снятой у стен трапезной: диакон Михаил Нестеров (в середине второго ряда), левее Ганя Миронова, через одного человека — староста храма Алексей Евдокимович Буров, рядом слева от него — дочь, Клавдия Алексеевна.
Слева во втором ряду старик с палочкой Прохор и над ним Алексей Елкины, выше их Александр Маралин.
В нижнем ряду певчие, слева направо: Шилкина Валерия, Жигарева Ираида, Самохвалова Зинаида, Домникова Мария, Чупрунова Нюра, Лобанова Капитолина. Над о. Михаилом Анастасия Самохвалова и Татьяна Алексеевна Жигарева. Справа от о. Михаила — Насонова Шура.
В верхнем ряду трое мужчин справа: Колышкин, Зубрилин, и крайний, вероятно, Шилкин Прохор Лукьянович.

10 апреля 1953 г. Мособписполком принял решение о закрытии кладбища на погосте Десятая Пятница.

В 1953 г. церковь закрыли, устроили в ней склад. Приход упразднён, часть церковной утвари передана в церковь с. Кабаново, часть, по воспоминаниям старожилов, увезли в Загорск на грузовике. Из закрытой церкви в Кабаново перешел протоиерей Павел Семёнович Фелицын (1897- 1973). Отец Павел Фелицын за два года до смерти уже не мог служить (у него пропал голос). Он был похоронен у алтаря Кабановской церкви рядом с могилами о. Феодора Овчининского (ум. 1935 г.), настоятеля Дулёвской церкви, и его супруги Марии Ивановны (ум. 1942 г.).

С отцом Павлом Фелицыным в Троицком храме, диаконом, а потом священником (совсем немного) в Кабанове служил Михаил Нестеров (1919-1996). В 1946 году он был рукоположен во диакона. Служил в Мариуполе, Орехово-Зуевском районе (Дрезна, Кабаново), был рукоположен во иерея и назначен настоятелем собора в Можайске. В храм никто не ходил, он стоял пустой, с выбитыми стёклами, не было хора. Отец Михаил потихоньку всё наладил, прослужил 5 лет и вышел за штат после двух инфарктов. Отец Михаил родился в крестьянской семье, у него было 6 братьев и сестёр. С детства был при храме, несмотря на насмешки и унижения, которым подвергался в школе, и стал псаломщиком.

В мае 1941 г. призван в армию и направлен на Север, всю войну сражался на полуострове Рыбачий. Вернулся с больными ногами. Поступил в Богословский институт в Новодевичьем монастыре в Москве. Заболел язвой желудка. После службы в Можайске, и выхода за штат, он поехал в Болшево, где псаломщицей служила его тётушка Мария. Вновь начал служить в храме в окрестностях г. Пушкино, снова вышел за штат, но в конце того же года назначен в Антиохийское подворье в Москве, где и служил с 1959 по 1977 г. Его там полюбили и прозвали «пушистым» за пышные волосы. Отец Михаил был награждён советскими боевыми орденами и медалями и орденами Антиохийской церкви. По болезни ушёл на пенсию, служил по праздникам в болшевском храме Святых бессребреников Косьмы и Дамиана (ныне в черте г. Королёва). Он много болел, у него отняли ногу, и в храм его привозили в кресле-коляске, а последние полгода уже не вставал с постели. Скончался мирно, во сне, 30 апреля 1996 г. и похоронен у стен Космодемьянского храма.

Храмы Орехово-Зуевского района. Владимир 2007 г.

Архивы

Все права защищены; 2024 Дрезна-истоки