Дрезна-истоки

ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ

ДРЕЗНА-ИСТОКИ

Летопись Никитского храма (из рукописи)

По Материалам с сайта http://nikita-byvalino.ru

https://sobory.ru Сергей Марцевич 06.02.1974 г., деревянный храм, утраченный в 1980-х

1862-1868 гг.

1862-е месяца июля 13-го дня * от Высокопреосвященнейшего Филарета Московского и Коломенского Митрополита получено благословение на сооружение нового каменного трехпрестольного храма – во Имя Божия Матери Казанския Ея Иконы, Илии Пророка и Великомученика Никиты.
Закладка же его происходила в том же 1862-м году сентября месяца 2-го дня благочинным – священником Воскресенской, в Павловском Посаде, Сергием Стефановичем Цветковым в сослужении священников местного Иоанна Васильевича Тупталова, Богородицерождественской, что у речки Вырки церкви Василия Алексеевича Стрельцова, Богородицерождественской в Уполозах церкви Николая Тихоновича Орлова, и Параскевиевской, у речки Березовки, церкви Алексия Михайловича Воронцова при старосте церковном – деревни Ефимова крестьянине Иване Семенове. Подрядчиком при производстве работ находятся крестьяне Владимирской губернии и уезда Боголюбовской волости деревни Лунева Евдоким и Тимофей Панины под надзором Архитектора Московской палаты Государственных Имуществ Владислава Иосифовича Грудзина. Первоначальная цена за работы кирпичную, плотничную и кровельную обусловлена была в 4800 рублей но потом возвышена еще на 200 рублей за устройство пяти глав на храме так, как он предполагался в начале с одной главою, — сводов под трапезною церковью и возвышение стен каменною кладкою в трапезной церкви на полтора аршина, а в настоящей на три.
В 1862-м году возведен был цоколь.
В 1865-м году совершена была трапезная церковь и покрыта железом, а настоящая выкладена была в уровень с трапезною.
Успех в постройке был сделан, благодаря благовременной помощи, оказанной святому делу купцом Павловского-Посада Захаром Ивановичем Салтыковым, который зная малыя средства храмоздателей дозволил взять с своего завода 200.000 кирпича. Но и эта помощь оказалась не достаточною, не свершены были настоящая церковь и колокольня. Храмоздатели устроили — было завод для выделки кирпича на земле, крестьяне деревни Бывальни, но по трудности в приготовлении глины для годного к употреблению в дело кирпича должны были уничтожить завод. И вот в таких стеснительных обстоятельствах священник с прихожанами обратились с просьбою о помощи к правительству. Всегда готовые для прославления веры и церкви на всевозможные жертвы, оно и в этом случае не оставило просящих без милости. Высочайшим повелением из казенной дачи – именуемой Верзиловскою, отпущено было лесу на сумму около 3000 рублей. Получивши дозволение на вырубку леса священник со старостою не имели никаких средств начать её. Собранным прихожанам объяснено было, что приступить к делу нет средств. И нашлись добрые люди, которые малыя кровные свои деньги потому, что капитальных людей нет в приходе, принесли на благое дело, особенно же показал пример всем староста церковный – Иван Семенов, пожертвовав большую сумму. Лес был спилен преимущественно на дрова, вырученные деньги и начата работа.
В 1866-м году докладена настоящая церковь и покрыта, устроены главы и кресты, колокольня выкладена в уровень с трапезною церковью и сведено несколько сводов внизу трапезной церкви под пол. Впрочем все эти усиленные работы невольно заставили храмоздателей взойти в долги так, что когда умер священник Иоанн Тупталов приемнику его остался долг до 3000 тысяч и никаких средств. А потому в 1867-м году сделаны только необходимые работы по храму как то: покрыт алтарь железом и выкрашены крыши на настоящей церкви и алтаре.
В 1868-м году начаты делаться рамы.
Никитской, что у речки Дроздны, церкви священник Тихон Александров руку приложил.
Той же церкви Диакон Михаил Лебедев руку приложил.
Той же церкви Дьячек Дмитрий Кудрявцев руку приложил.
Той же церкви Пономарь Тихон Ильинский руку приложил.
Свидетельствовал благочинный Васютинской Павловского Посада церкви протоиерей Сергий Цветков.

1867-1868 г.

Издревле приход состоял из пяти селений: Козлова, Ефимова, Теренина, Логинова и Бывальни. В начале нынешнего столетия одним из крестьян деревни Козловой переселился в соседнее селение Стремянниково прихода Богородицерождественской, в Уполозах, церкви, но остался прихожанином Никитской церкви, от него при разделе образовалось три, а потом семь дворов, которые принадлежали сему приходу. В 1867 году с разрешения Епархиального начальства по желанию всех жителей селения Стремянникова оно причтено к сему приходу.
В течение 1868-го года присоединившихся из раскола не было.
Издавна раскольники были почти в одном селении Козлово, но с открытием Австрийского священства раскол развился в селениях Теренине и Ефимове, где многие увлечены, были по неразумению из желания видеть свое священство. Когда же увидели кто и каковы руководители раскола и узнали разногласия и настроения в самом расколе, потеряли сочувствие к нему так, что в продолжении семи лет не было совратившихся от православной церкви в расколе. Сами же раскольники по коснению не изъявляют расположению к присоединению в Православие.
Как народ большею частию занимающихся фабричным мастерством особенно сочувствует роскоши в одежде, что резко замечается в последнее время. Благосостояние народа вполне зависит от производительности работы, застой работы сопровождается бедственным положением его. Дороговизна жизненных припасов не так тяжела для фабричного, как умаления или прекращения работы.

Прошедший 1868 год счастливый по производительности работы был тяжел вследствие засухи. От засухи был плохой урожай особенно овса и травы, а потому конец зимы был труден для народа по покупке корма для скота. А по малости запаса корма – уменьшение скота и дороговизна скота к весне. И это событие всеми приписывалось наказанием Божиим, за грехи наши, а потому всеми селениями прихода неоднократно были воссылаемы моления об умилостивлении Праведного Бога.

          В том же 1868-м году июля 30 дня постигло несчастие деревню Стремянниково. Сгорело десять дворов. Пожар начался в 10-м часу вечера. Причина пожара не открыта.
 
 Человек много потрудившийся для здешней церкви, был умершим в 1867-м году священник Иоанн Васильевич Тупталов, старанием которого, при кратковременности его службы 1858-го года, приведен в лучшее благолепие храм деревянный, и начат и почти доведен до окончания каменною кладкою новый обширный храм при ограниченных средствах.

1869 г.
В сем году не произошло никаких особенно – замечательных перемен как во внешнем и внутреннем устройстве храмов – деревянного и вновь строящегося каменного, так и в отношении раскола к православию и состава причта.

Внешнее благосостояние прихожан пострадало от неурожая, в прошедшем 1868-м году, как было замечено выше, Вследствие бескормицы, или, преимущественно по наказанию Божию, с выгоном скота на пастбище открылась у коров болезнь – ящур, от которой пухли и гноились ноги так, что многия скотины долго не могли ходить и еще пухли языки и покрывались нагноениями внутренняя полость рта, от чего скотина не могла есть корм. В прочем, при всеобщей болезни, благодарение Милосердному Богу, к Которому неоднократно были возносимы всеобщие моления об избавления от губительного поветрия: пало не очень много скотины – три или две коровы.

В сем же году июня 16-го дня в четвертом часу по полудни от юго-запада прошла страшная туча с вихрем и градом. Град был необыкновенной величины, находили почти с куриное яйцо – весом в осьмушку фунта – с грецкий же орех было очень много – с формою большею частию расплюснутый с отростками. Этим градом выбито много ржи в селениях Теренино и Бывальне, в Логинове – конопли, огурцов и много стекл в означенных селениях и еще в Ефимове.
Никитской, что у речки Дроздны, церкви священник Тихон Александров руку приложил.
Той же церкви Диакон Михаил Лебедев руку приложил.
Той же церкви Дьячек Дмитрий Кудрявцев руку приложил.
Той же церкви Пономарь Тихон Ильинский руку приложил.
Свидетельствовал благочинный Васютинской Павловского Посада церкви протоиерей Сергий Цветков 1864 год ноября 25-го дня.

Церковный староста деревни Ефимовой крестьянин Иван Евсеевич Чуварзин избран с 1869-го года в сию должность.

1870 г.
В сем году в новом каменном храме сведены своды под пол в трапезной церкви и выслан пол лещадью: на выстилку пожертвовано лещади прихожанами – крестьянами деревни Ефимовой до 2500 штук.

Сего года сентября месяца 1-го дня сию церковь посетил Преосвященнейший Игнатий Епископ Можайский – Викарий Московской кафедры, которого так же как и прежде посетивших сию церковь Архипастырей, прихожане – крестьяне селений Бывальни и Логинова, чрез которые проезжал Преосвященный, встречали его с хлебом и солью.
1870-й год можно, назвать благодатным относительно урожая всего как то хлеба, овощей и особенно изобилие травы.
Никитской, что у речки Дроздны, церкви священник Тихон Александров руку приложил.
Той же церкви Диакон Михаил Лебедев руку приложил.
Той же церкви Дьячек Дмитрий Кудрявцев руку приложил.
Той же церкви Пономарь Тихон Ильинский руку приложил.
Свидетельствовал благочинный Васютинской Павловскаго Посада церкви протоиерей Сергий Цветков.

1871 г.
По милости Божией и с Божием споспешествованием, в сем году произведена следующие дальнейшие работы: в новом каменном храме устроено крыльцо, выстлана паперть, устроены колоды в окнах и дверях, пригнаны рамы и выштукатурена внутренность трапезной церкви. Средства к произведению означенных работ были найдены благодаря милостивейшему вниманию к крайним нуждам нашего храма Его Преосвященства, Преосвященнейшего Игнатия Епископа Можайского, Викария Московского, благоволившего соизволить на выдачу сборной книжки на имя крестьянина Богородского уезда, Зуевской волости, деревни Зуево Петра Космина Сорокина. При неутомимых трудах сего последнего несколько пополнены были источившиеся церковные суммы и таким образом отвращена была необходимость совершенно приостановить работы по устройству нового храма.
Означенной Никитской, что у речки Дроздны, церкви священник Тихон Александров руку приложил.
Той же церкви Диакон Михаил Лебедев руку приложил.
Той же церкви Дьячек Дмитрий Кудрявцев руку приложил.
Той же церкви Пономарь Тихон Ильинский руку приложил.
Свидетельствовал благочинный Васютинской Павловскаго Посада церкви протоиерей Сергий Цветков. Июня 20 дня 1871 года.

http://nikita-byvalino.ru Фотографии протоиерея Михаила Сырчина (получены в дар в 1993 г.)

1872 г.
В сем году подобно как и в прошлом, Бог не оставил своею милостию наше дело устроения нового каменного храма. Совершенно оскудевавшие на этот предмет были пополнены доброхотными подаяниями по сборной книжке, выданной тому же сборщику Петру Космину Сорокину по милостивейшей Архипастырской резолюции Его Преосвященства Преосвященнейшего Игнатия, Епископа Можайского Викария Московского. Благодаря суммам. Полученным из сего источника, в сем трапезной церкви нового каменного храма, а так же перестроена сторожка.
Означенной Никитской, что у речки Дроздны, церкви священник Тихон Александров руку приложил.
Той же церкви Диакон Михаил Лебедев руку приложил.
Той же церкви Дьячек Дмитрий Кудрявцев руку приложил.
Той же церкви Пономарь Тихон Ильинский руку приложил.
Свидетельствовал благочинный Васютинской Павловскаго Посада церкви протоиерей Сергий Цветков. 1871 года июня месяца.

1873 г.
Сей год замечателен по благодеяниям оказанным в пожертвованиях различными лицами на устройство нашего храма. Когда в прошедшие года внутренность трапезной церкви онаго храма была приведена в надлежащее благоустройство, так что оставалось только приступить к устройству иконостаса, средства в церкви совершенно источились, а при ограниченном достатке прихожан не предвиделось даже и возможности в скором времени дождаться освящения хотя одного только придела. В сие то трудное для церкви время явилось великое благодеяния от Милостивейшего нашего Архипастыря Высокопреосвященнейшего Иннокентия Митрополита Московского в выдаче пособия на устройство иконостаса в количестве 600 рублей. При помощи этой суммы и необходимых средств бывших в церкви, доставленных по сборной книжке, священноцерковнослужители и прихожане, заручившись льготными условиями от подрядчиков, относительно уплаты денег за сделание иконостаса и написание икон, обратились к Его Преосвященству Преосвященнейшему Игнатию, Епископу Можайскому, Викарию Московскому, 13-го февраля с прошением об устройстве иконостаса в приделе Св. Пророка Илии, на что и получено было милостивейшее разрешение. Но как наличная сумма церковных денег была недостаточна для означенных заподрядов, так как по ним нужно было заплатить более 1.000 рублей, то в марте месяце храмоздатели вновь обращались к Преосвященнейшему Игнатию, Епископу Можайскому, Викарию Московскому с прошением о выдаче сборной книжке, и по милосердию Архипастыря таковая просьба не была отвергнута: книга была выдана на год. И вот при посредстве неутомимого труженика по устройству храма, — того же сборщика Петра Космича Сорокина, пожертвовано было неизвестным благотворителем на украшение храма 1000 рублей, затем уроженцем нашего прихода Московским мещанином Иваном Степановичем пожертвовано 100 рублей, Московским купцом Андреем Афанасьевичем Залогиным 500 рублей. Эти то великие благодеяния от означенных лиц и дали возможность заподрядить подрядчика, купеческого сына города Егорьевска, Рязанской губернии Андрея Хренова на устройство, окраску и позолоту иконостаса для придела Св. Пр. Илии, а другого подрядчика, мещанина Павловского – Посада, Платона Прокофьева, — написать иконы в означенном иконостасе. Таким образом иконостас был приведен в надлежащее благоустройство, освящения храма, если благоугодно будет Богу, и должно совершиться в будущем 1874-м году, так как все вышеозначенные подряды должны быть окончены к июлю месяцу означенного года.
В сем году Бог сподобил прихожан принять к себе никогда не бывалую в здешней местности святыню икону Иерусалимской Божией Матери. Царица Небесная посетила здешний приход два раза. Первоначально удостоилась принять эту святыню только два селения – Бывальню и Стремянниково. Для встречи иконы был сделан крестный ход из двух церквей: церкви Великомученицы Параскевы, что у речки Березовки и от здешней Никитской церкви. При сем было необыкновенно многочисленное стечение народа. Икона была встречена на поле деревни Горы и оттуда была перенесена в деревню Бывальню, а потом в Стремянниково и затем была провожаема с крестным ходом до Параскевиевской церкви. По краткости времени, так как икона переносилась, собственно, в Параскевиевский приход, другие селения здешнего прихода не удостоилась принять к себе святыню. Возбужденные пламенным желанием видеть у себя в храме и в других селениях прихода икону Божией Матери, прихожане обратились с просьбой к Его Преосвященству, Преосвященнейшему Игнатию, Епископу Можайскому, Викарию Московскому о дозволении принять означенную святыню. И вот, в октябре месяце, именно 1-го числа, в день Покрова Пр. Богородицы, она была принесена в наш приход, по благословению Его Преосвященства. Для встречи иконы был сделан крестный ход, икона встречена была за деревнею Логиново и принесена в храм. В течении недели с иконою были совершаемы крестные ходы по всем селениям, причем каждый домохозяин считал для себя священною обязанностью совершить молебствия при своем доме. Во все продолжение времени пребывания иконы в приходе прихожанами были оставлены все работы: всякий спешил не только присутствовать при Богослужении в храме, но и сопровождать святыню в крестном ходе, когда ее носили по селениям. Крестьяне же вышеозначенных селений Бывальни, Стремянникова, хотя у них и была икона Божией Матери, по своей ревности вторично приняли ее: и мало того, что прихожане были так усердны к святыне в своем приходе, многие из них сопровождали святыню до города Бронницы где она находится.
Означенной Никитской, что у речки Дроздны, церкви священник Тихон Александров руку приложил.
Той же церкви Диакон Михаил Лебедев руку приложил.
Той же церкви Дьячек Дмитрий Кудрявцев руку приложил.
Той же церкви Пономарь Тихон Ильинский руку приложил.
Свидетельствовал благочинный Васютинской Павловского Посада церкви протоиерей Сергий Цветков. 1874 31-го месяца июня.

https://sobory.ru Андрей Агафонов 1987 г.

1874 г.
В сем году приделе Св. Пр. Илии в новом каменном храме поставлен иконостас, позолочены и окрашены, а также написаны для сего придела иконы. Затем предстало озаботиться приобретением церковной утвари, а внутренности трапезной церкви надлежало окрасить. По не достатку церковных средств храмоздатели обратились за помощью к своим Милостивейшим Архипастырям, которые и не оставили своею милостию. По соизволению Высокопреосвященнейшего Иннокентия, Митрополита Московского и Коломенского выдано было храмоздателям из Московской Духовной Консистории 225 рублей, а по сборной книжке, выданной с разрешения Преосвященнейшего Игнатия, Епископа Можайского, Викария Московского, собрано 214 рублей 40 коп. Эти суммы позволили покрыть расходы по окраске внутренности трапезной церкви и приобрести в предел Св. Пр. Илии новую утварь, подсвечники и паникадила.
В составе причта произошла следующая перемена: пономарь Тихон Ильинский, по Архипастырской милости, за 50-летнюю беспорочную службу при сей церкви, произведен в диакона.
В сем же году Московскою купчихою Прореховой пожертвован ковчег бронзовый позлащенный с футляром палисандрового дерева со стеклами.
По примеру прошлого года, и с таковым же усердием прихожане сей церкви принимали у себя в конце июля месяца икону Иерусалимской Божией Матери из г. Бронниц.
Означенной Никитской церкви священник Тихон Александров руку приложил.
Диакон Михаил Лебедев руку приложил.
Дьячек Дмитрий Кудрявцев руку приложил.
Диакон Тихон Ильинский руку приложил.
Свидетельствовал благочинный протоиерей Сергий Цветков. Июня 20-го дня 1874 год.

1875 г.
В сем году новый церковный староста: крестьянин деревни Козловой Федор Федорович Колонин.
Московским купцом Алексеем Дмитриевичем Расторгуевым пожертвованы в нашу церковь серебряные позлащенные сосуды.
Означенной Никитской церкви священник Тихон Александров руку приложил.
Диакон Михаил Лебедев руку приложил.
Дьячек Дмитрий Кудрявцев руку приложил.
Диакон Тихон Ильинский руку приложил.
Свидетельствовал благочинный протоиерей Сергий Цветков. Июня 30-го дня 1875 год.

1876 г.
Сей год ознаменовался значительными пожертвованиями и многообразным содействием различных лиц, что дало возможность подвинуть вперед дела устроения нового каменного храма. Московским мещанином Иваном Степановым и московскою купчихою Александрою Тимофеевною Залогиной в приделе Св. Великомученика Никиты устроен иконостас, вызолочен и окрашен, а так же написаны иконы, исключая двух местных – Спасителя и Божией Матери, на написание которых сумма пожертвована Московским купцом Алексеем Дмитриевичем Расторгуевым. Но до сего времени колокольня при новом каменном храме осталась недоконченною: в ней не было выкладено два верхних яруса. Чтобы привести в надлежащее благолепие внешность созидаемого храма, храмоздатели обратились за помощью к своему Архипастырю Преосвященнейшему Игнатию Епископу Можайскому, Викарию Московскому и по соизволению его была выдана сборная книга, по которой собрано 553 р. 50 коп. Купцом Павловского Посада Яковым Ивановичем Лабзиным пожертвовано на построение колокольни 20 тысяч кирпича и 600 пудов извести. На деньги пожертвованные Московским купцом Алексеем Дмитриевичем Расторгуевым в количестве 300 рублей устроен крест на колокольню и куплено луженое железо на крышу колокольни. Кроме того купцом же Расторгуевым пожертвовано 60 пудов связного железа. Как сбор по книжке так и эти пожертвования дали возможность приступить к докладе колокольни. Но все таки этих сумм и материальных пожертвований не было достаточно к совершению дела , так что храмоздатели должны были обратиться к займу , который и был выгодно совершен , благодаря благочестивому усердию к храму некоторых лиц . Так московские купцы Александр Филиппович Ильин и Погодин дали 500 рублей без процентов и без ограничения срока уплаты .Другие лица помогали материалами. На устройство шатра на колокольне, дерева пожертвованы были Беззубовской волости деревни Беззубовской крестьянином Семеном Петровым Патрешевым, деревни Федоровской крестьянином Трифоном Ефремовым и деревни Демиховой крестьянином Алексеем Семеновым. Доски для устройства подмостей, в количестве 600 штук, отпущены были без ограничения срока платежа Покровским купцом Иваном Филипповым Костинским, лес же на подмостки был пожертвован прихожанами-крестьянами всех селений, прихожанами Параскевиевского прихода, крестьянами деревень: Юркина, Большого и Малого Кишнева и Севастьянова. Великая помощь при этой постройке была оказана здешними прихожанами в доставке всех материалов, каких: белаго камня, песку, извести и особенно кирпича, так как доставка этих материалов и по количеству и по расстоянию представляла много труда и расходов. Материалы возили из Павловского-Посада расстоянием около десяти верст и от дрезненской станции Нижегородской железной дороги — около 7 верст. На доставку одного кирпича, которого пошло до 100 тысяч требовалось почти около тысячи подвод. Все эти пожертвования с стороны посторонних лиц и труды со стороны прихожан и дали возможность окончить в сентябре месяце постройку колокольни. Сентября 14-го в день всемирного воздвижения Животворящего Креста Господня, на колокольне водружен был позлащенный крест. Подрядчиком при постройке был брат подрядчика устроившего весь храм, -крестьянин Владимирской губернии, Владимирского уезда, Боголюбовской волости, деревни Лунева Тимофей Ефимович Панин и им была произведена вся кирпичная, плотничная и кровельная работа за 800 рублей серебром. Церковная ризница обогатилась в сем году новым ценным пожертвованием: священником Екатерининской Московского Воспитательного Дома церкви Иоанном Федоровичем пожертвовано полное священническое и диаконское облачение. В сем году 10-го числа августа удостоил своим посещением сию церковь Преосвященнейший Игнатий, Епископ Можайский, Викарий Московский.
Означенной Никитской церкви священник Тихон Александров руку приложил.
Диакон Михаил Лебедев руку приложил.
Диакон Тихон Ильинский руку приложил.

13 августа возложен набедренник на местного священника Тихона Матвеевича Александрова за честное служение в сане священства благонравное поведение, за тщательное старание о благоустройстве приходского храма.

Из соц. сети. аккаунт Иоасафы Андреевой

1877 г.

В сем году по милости Божией, окончена внутренним благоустройством трапезная церковь каменного храма, и в ней по благословению Преосвященнейшего Игнатия, Епископа Дмитровского, 11-го сентября совершено освящение двух пределов. В сей день за ранней литургией освящен придел с правой стороны во имя Св. Пророка Илии. При освящении священников: Покровской села Карпова церкви — Михаила Григорьевича Розанова, Крестовоздвиженской — Павла Максимовича Рождественского, в Троицкой в Чижах — Павла Михайловича Нехотенова и Николаевской в Загарье — Петра Петровича Соколова, диаконов: Параскевиевской у речки Березовки церкви — Андрея Петровича Морозова и местного Тихона Николаевича Ильинского. За поздней обедней освящен придел с левой стороны во СВ. Великомученика Никиты, священнодействовал местный о. Благочинный Воскресенской в Павловском Посаде церкви протоирей Сергий Стефанович Цветков, в сослужении священников окружных церквей: местного Тихона Матвеевича Александрова, Параскевиевской у Березовки Алексия Михайловича Воронцова, Воскресной в Павловском Посаде Михаила Иоанновича Беляева и Богородицерождественнской в Уполозах Ильи Васильевича Тупталова, и диаконов Воскресенской Павловского-Посада церкви Иоанна Лебедева и Богородицерождественской в Уполозах церкви Николая Семеновича Никольского. Накануне, т.е. 10 сентября было совершено всенощное бдение в Никитском приделе, на котором участвовали восемь священников, а утром в день освящения в Ильинском приделе была совершена утреня в служении семи священников. Во время этого духовного торжества было многочисленное стечение молящихся, из которых каждым принесено было посильное пожертвование на вновь устроенный храм. Но особенно замечательное пожертвование в этот день было сделано московским мещанином Иваном Степановым, который в этот день отдал денег 450 руб. , за вновь устроенную утварь к местным иконам с лицевой стороны в обоих приделах. Означенная утварь, равно как и вся остальная в обоих приделах, как подсвечники, так и паникадила устроены подрядчиком, крестьянином деревни Алферовой, Иваном Федоровичем Шуваловым. Другое денежное пожертвование было сделано почетным гражданином Яковом Ивановичем Лабзиным, пожертвовавшим в пользу церкви 80 рублей. Кроме того, к этому торжеству были собраны многия пожертвования вещами от различных лиц. Московскую купчихою Александрою Тимофеевною Зологиной было сделано замечательное пожертвование напрестольной утвари. Ею пожертвованы: дарохранительница серебряная позлащенная с изящным футляром палисандрового дерева, сосуды серебряные позлащенные со всеми принадлежностями, напрестольный крест серебряный позлащенный, Евангелие в лист, бархатное с серебряными позлащенными цветами, завеса к царским дверям-штофная малиновая и полное облачение священническое и диаконское шелковое, сиреневого цвета с серебряным позлащенным позументом и таковыми же крестами. На срачицы на оба престола и жертвенника полотно пожертвовано крестьянами Зуевской волости, деревни Федоровой Трифаном и Александром Ефремовыми,им же пожертвована шелковая материя бурза, красного цвета, из которой сделана завеса к царским дверям в Ильинском приделе и верхние покрышки на оба престола и жертвенника. Облачение на престол и жертвенник в Ильинском приделе пожертвовано крестьянином деревни Субботиной Иваном Егоровым,а в Никитском приделе на облачение престола и жертвенника парча бархатная малиновая по золотому фону пожертвована крестьянином деревни Субботиной Егором Михайловым. Крестьянином деревни Козловой Иваном Васильевым пожертвован серебряный позлащенный напрестольный крест. Московским купцом Алексеем Дмитриевичем Расторгуевым пожертвованы в Никитский придел бархатные шитые серебром хоругви, и им же к освящению храма пожертвовано свеч пять пудов. Купцом Павловского-Посада Филиппом Егоровичем Рудаковым пожертвована пара для облачения священнического и диаконского. Крестьянином деревни Грибановой Василием Прохоровым пожертвовано полное облачение священническое и диаконское. Таким образом благодаря различным пожертвованиям и сумм доброхотных подаяний, собранных по сборной книжке тем же сборщиком Сорокиным, в количестве 350 руб. 71 коп.
Наконец в сем году, по происшествия 15-лет от основания храма, Бог удостоил нас благоустроить трапезную церковь каменного храма и совершить в ней освящение двух престолов.
Означенной Никитской церкви священник Тихон Александров. Диакон Михаил Лебедев. Диакон Тихон Ильинский. Дьячек Димитрий Кудрявцев.
Читал помощник благочинного Гуслицский священник Димитрий Кудрявцев.
1878 года июня 22 дня


1878 г.
В сем году настоящая церковь нового каменного храма была отштукатурена внутри, снаружи вся церковь выкрашена, сделаны наличники как у окон так и дверей и устроены крыльца.


Означенной Никитской церкви священник Тихон Александров. Диакон Михаил Лебедев. Диакон Тихон Ильинский.

1879 г.
В сем году на пожертвованною от неизвестного сумму устроены новые кресты взамен прежних на настоящей церкви нового каменного храма. Месяца мая 10-го в день Вознесения Господня был страшный пожар в деревни Козловой, от которого сгорело тридцать дворов со всею надворною стройкою. Того же месяца 16-го дня скончался в Москве благотворитель нового каменного храма мещанин г. Москвы Иван Степанович ,оставив после себя капитал в две тысячи рублей на устройство иконостаса в настоящую церковь каменного храма, который и был заказан в сем году. Того же месяца в 18-й день был пожар в деревни Терениной от которого сгорели четыре двора. В июле месяце была обносима по приходским селениями икона Иерусалимской Божией Матери. Месяца сентября 14-го дня была пожертвована от неизвестного икона Усекновения главы Иоанна Предтечи в серебряной позлащенной ризе и киот из красного дерева.

Означенной Никитской церкви священник Тихон Александров. Диакон Михаил Лебедев. Диакон Тихон Ильинский.

1880 г.

В сем году в настоящей церкви нового каменного храма устроен пол из цемента с битым мрамором. Устроены железные двери к настоящей церкви нового каменного храма. В сем году марта 1-го дня удален из состава причта Дьячек Димитрий Федорович Кудрявцев, а на его место поступил Дьячек от Успенской, при пороховом заводе, церкви, Петр Петрович Аряков. В сем году удостоил своим посещением сию церковь Преосвященнейший Алексий Епископ Можайский Викарий Московский. В сем году была обносима по приходским селениям икона Иерусалимской Божией Матери. Означенной Никитской церкви священник Тихон Александров. Диакон Михаил Лебедев. Свидетельствовал благочинный священник Воскресенской, Павловского Посада церкви Павел Доброклонский. Декабря 3- го дня 1880 года.

1881 г.

В сем году во внимание к благопоспешным трудам по созиданию и благоукрашению нового каменного храма священник Тихон Матфеев Александров награжден фиолетовою скуфьею. В сем году по примеру прежних лет была обносима икона Иерусалимской Божией Матери. В сем году 7- го ноября в деревне Логиново был пожар, сгорело два двора крестьян: Григория Алексеева и Александра Федотова.

Означенной Никитской церкви священник Тихон Александров. Диакон Михаил Лебедев.

Свидетельствовал ноября 30 дня 1881 года благочинный священник Павел Доброклонский.

https://sobory.ru Андрей Агафонов 2002

1882 г.

В сем году прежний колокол в 116 пудов перелит на новый в 323 пуда. Дело это начато было и приведено к окончанию работами старосты церковного, крестьянина деревни Козловой Федора Федотовича Колонина. Он воодушевил подвигнул на пожертвование прихожан сей церкви так, что крестьяне деревни Стремянниковой пожертвовали 50 руб.: крестьяне деревни Бывальни 30 руб.: деревни Козловой 160 руб. и крестьяне деревни Логиновой 100 руб. Он упросил и других благотворителей оказать помощь сему благому делу. И действительно явилось много благотворителей. Московский мещанин Дмитрий Федорович Захаров пожертвовал 1200 руб. и дал заимообразно в церковь без всяких процентов на неопределенный срок 1300 руб., Яков Иванович дал 100 руб., крестьянин деревни Стремянниково Иван Васильевич Долгов дал 100 руб., купчиха города Москвы Анна Ивановна – 100 руб. и различными лицами пожертвовано 134 руб. Колокол был слит в Ярославле на заводе купцов братьев Оловянишниковых. И таким образом составил благолепный звон. Доставлен он по железной дороге до Павловской станции, а оттуда усердием прихожан и окрестных жителей привезен к церкви. Колокол был поднят на место в Вербное Воскресение.
В сем году устроен иконостас в настоящей церкви нового каменного храма. Иконостас устроил купец, города Егорьевска, Рязанской губернии, Андрей Пантелеймонович Хренов по плану, утвержденному Преосвященнейшим Амвросием Епископом Викарием Московским.


1893 г.
Июля месяца 10-го дня сего года посетил не только здешний храм, но и некоторые селения прихода как-то: Ефимово и Теренино Преосвященнейший Тихон Епископ Можайский, который обращался не только в храм, но и в селения со словом назидания к предстоящим, что особенно было утешительно для прихожан, и оставил в сердцах их умилительные воспоминания о Преосвященнейшем Владыке как о добром Архипастыре.
В том же месяце была обносима в приходе икона с Иерусалимской Божией Матери из города Бронниц.
В октябре месяце был обносимы в приходе иконы Тихвинская Божией Матери и преподобного Стефана Махрищского из Махрищской пустыни, Александровского уезда, Владимирской губернии.
Священник Тихон Александров.
Диакон Михаил Лебедев.
Псаломщик Александр Соколов.
Смотрено декабря 7 дня 1893 года благочинный протоиерей Павел Доброклонский.

1894 г.
В сем году по храмам, так и по состоянию причта и прихода ничего особенного не произошло.
Священник Тихон Александров.
Диакон Михаил Лебедев.
Псаломщик Александр Соколов.


1895 г.
В сем году крестьянином Теренинской волости, деревни Ефимовой Иоакимом Ивановым Чуварзиным и крестьянской деревни Бельковой той же волости, Ириной Евсевиевой Родиной вновь сделана и позлащена риза на икону Трех Святителей Московских: Петра, Алексия и Ионы и сделана с одного угла этой иконы серебряная, позлащенная риза на икону Усекновение главы Иоанна Предтечи, а так же подсвечник медный посеребренный и серебряная, вызолоченная лампа. Ими же устроен иконостас.
В сем году была обносима икона Иерусалимской Божией Матеи по селениям прихода.
Священник Тихон Александров.
Диакон Михаил Лебедев.
Псаломщик Александр Соколов.


1896 г.
В сем году по случаю открытия мощей Святителя Феодосия Архиепископа Черниговского, усердием прихожан была написана его икона и установлено в память Святителя праздновать 9-го сентября. Всем году была обносима по селениям прихода икона Иерусалимской Божией Матери.
Священник Тихон Александров.
Диакон Михаил Лебедев.
Псаломщик Александр Соколов.


1897 г.
В сем году усердием прихожан устроены иконостасы на иконе Св. Великомученика Никиты и Святителя Феодосия.
В сем же году по случаю тяжелой болезни местный священник Тихон Матвеевич Александров ноября 12-го дня вышел за штат, а на его место определен в священника к сей церкви воспитанник Вязниковской Семинарии Алексий Михаилов Виноградов.
Священник Тихон Александров.
Диакон Михаил Лебедев.
Псаломщик Александр Соколов.


1898 г.
В сем году в июле месяце в нашем приходе была обносима Иерусалимская икона Божией Матери. В каменном храме устроена духовная печь и по сему зимой служили в трапезной каменного храма: устройство печи обошлось в 800 рублей. Работу производил московский печник Тимофей Ильич Трошин. В приходе все обстояло благополучно.
Священник Алексей Виноградов.
Псаломщик Александр Соколов.


1899 г.
В сем году в наш храм пожертвована икона Св. Чуд. Николая в серебряной ризе и в богатом киоте красного дерева бывшим прихожанином дер. Козлова Дмитрием Федоровичем Захаровым.
В сем году по болезни местный Диакон Михаил Иоаннов Лебедев ноября 3-го дня уволен за штат, а на его место Высокопреосвященнейшим Владимиром, Митрополитом и Коломенским определен учитель Подберезниковской церковно-приходской школы – воспитанник Московской Духовной Семинарии Иоанн Алексиевич Троицкий. Октября 1-го дня сего года Епархиальным Начальством утвержден в должности церковного старосты крестьянин д. Логиновой Семен Никитин Миронов. Октября 17 дня в д. Логиново открыта школа грамоты. Попечитель сей школы Миронов С.


1900 г.
В октябре с. г. в наш приход приносима была Иерусалимская икона Божией Матери из г. Бронниц. Событий достойных занесенния в летопись не было. В проходе все обстояло благополучно.
Священник Алексей Виноградов.
Диакон Иоанн Троицкий.
Псаломщик Александр Соколов.

1901 г.
На новый год в полночь 12 ч. Служили молебен на встречу Нового Года.
В сем году в ново-каменном храме,в трапезной части его, были поставлены два иконостаса и вся вообще внутренность храма живописна выкрашена мастером Владимирской Губернии Вязниковскаго уезда, села Палех Львом Ивановичем Париловым. В июле месяце по приходу была обносима Иерусалимская икона Б.М. Достойно памяти по своей жаре и засухе лично – с июня и по сентябрю совсем не было дождей. От пожаров, особенно, лесов и болот, все лето до осени в воздухе стоял дым. Наш приход и селения Бог от пожаров сохранил. По милости Божей в сем году были присоединены к православию из раскольников–поповцев крестьяне деревни Козлова Кирилл, Василий и Николай Ефимовы, Паленовы. В январе 30 дня в нашем храме совершал литургию Московский протоиерей – миссионер Иоанн Григорьевич Виноградов, после литургии он вел беседу о возникновении раскола и его неправоту, в числе слушателей был и раскольники,и не смотря на обличения их в затруднении они молчали и оправданий не высказывали: беседа велась около двух с половиной часа.
В сем году перемен в числах причта не произошло.
Существующая до сего времени в деревни Логиновой школа грамоты 26 октября сего года преобразована в церковно-приходскую. Учительницей назначена Анна Николаевна Гараздина, а законоучителем Диакон Иоанн Алексеевич Троицкий.
Священик А. Виноградов
Диакон Иоанн Троицкий.

1902 г.
13-го октября в 9 с половиной часов вечера умер псаломщик Александр Михайлович Соколов – 39 лет, прислуживавший при сей церкви 19 лет, а 17 ноября умер Диакон Лебедев. 20-го октября избран в церковного старосту на второе трехлетие крестьян Семен Никитин Миронов.
Священник Алексей Виноградов.
Диакон Иоанн Троицкий.
Псаломщик Алексей Соколов.

1903 г.
В конце сего года Диакон Иоанн Троицкий определен в священника в село Новленское Бронницкого уезда. Более выдающихся событий не было. В приходе все обстояло благополучно.
Священник Алексей Виноградов.

1904 г.
В сем году начата постройка в каменное двухэтажное здание для школы и сторожки.
В ноябре скончался бывший настоятель местного храма – священник Тихон Матфеевич Александров: погребен при каменном храме, по левую сторону главного алтаря.

1905 г.
Продолжение постройки каменного храма.

Фотограф Роман Лунин (Орехово-Зуево) 2014 г.

1906 г.
Школа – сторожка постройкою в сем году окончена.
Местный священник Алексей Михайлович Виноградов Владыкою Митрополитом переведен на другое место в ноябре месяце.
1 декабря последовало назначение настоятелем местного храма священника Христорождественской церкви, Московского уезда Михаила Владимировича Садикова.
В место уволенного за штат Диакона Николая Лаврова назначен Диаконом к приходу храму псаломщик, Подольского уезда, Василий Андреевич Вознесенский.
Главными недостатками прихожан являются — вино и наряды, то и другое, а особенно первое разоряют крестьян материального и развращают их нравственно.
Священник Михаил Садиков

1907 г.
В течение сего года никаких перемер по церкви и в приходе не было.
Священник Михаил Садиков

1908 г.
В сем году в приходской жизни и в церкви все обстояло по прежнему.
Весна была очень дождлива, по осени суха.
Священник Михаил Садиков

1909 г.
В сем году в июле месяце по деревням прихода была обносима икона Божия Матерь Иерусалимская – из города Бронниц.
По храму никаких преображений не было, так как все уплачиваются долги за постройку сторожки и школы.
С июня текущего года казенная винная в нашем приходе при деревни Теренино по ходатайству крестьян была прикрыта. Теперь в приходе,благодарение Богу, не имеют ни одного заведения с продажею страшных напитков.
В октябре месяца текущего года умер бывший староста церкви и строитель каменного храма — крестьянин деревни Ефимова, Иван Евсеевич Чуварзин.
Священник Михаил Садиков

1910 г.
В мае месяце было построено собственное здание церковно-приходской школы деревни Логиново. В том же месяце вступил в должность новый церковный староста – крестьянин деревни Козлова Максим Федотович Колонин. По храму никаких приобретений не было, так как все еще продолжается уплата догов по постройки школы сторожки.
В октябре месяце построен дом псаломщику на церковный счет, на что израсходовано 700 руб. и взято из церковной дачи 100 корней лесу.
В приходской жизни никаких перемен не было.
Священник Михаил Садиков

1913 г.
В истекшем году в приходской жизни изменений никаких не было. Нравственность народа быстро идет под уклон. Фабрики, трактиры развращают народ более, чем того можно было бы предложить. Удержать приход от падения рядовой священник не в силах, его мало слушают, больше берут под сомнение. В приходской деятельности каждый шаг священника, хотя бы благонамеренный и на пользу прихода клонящийся, старались истолковать в другую сторону, объясняя его корыстолюбием или честолюбием. Винить в таком отношении прихожан к своему священнику одних только их было бы несправедливо: в большей или меньшей доли, но все таки повинно в том и духовенство, своим непростительным равнодушием к чисто пастырской деятельности.
В июле месяце сего года наш храм по попущении Божии постигло несчастье. Злые люди подпилили ночью решетку в окне, сломали замки южной боковой двери, проникли в храм и похитили все ценное из Свящ. сосудов и 40 руб. деньгами из церковного ящика. Летом сего года во всем храме сделан пол – стоимость нового пола 4050 рублей. Из церковных сумм в текущем году уплачено 1750 рублей, означенная сумма уважаемым церковным старостою Прокопием Максимовичем Колониным собиралась и сохранялась в течение двух лет.
В уплату за новые полы поступили еще 1500 руб, пожертвованные Павловским фабрикатом Александром Егоровичем Соколиковым: так что за церковью осталось долгу только 800 руб.
В это же время г. Соколиковым было пожертвовано еще 300 руб. на поминовение вечное сродников: деньги обращены в процентные бумаги.
В дополнение к сведениям на листе №2 о Св. Иконе Трех Святителей Московских: Петра, Алексия и Ионы, особенно чтимой православными, считаю долгом сообщить слышанное мною от сторожила Никитского погоста – священника города Москвы, церкви Павла Ивановича Доброва. Означенный священник доводится правнуком местному священнику Иллариону Васильеву и внуком его дочери – Параскевы Илларионовны — современница обретения Св. Иконы Трех Святителей, так что его показания должны быть близки к истине.
По его словам в то время жил близ Никитского погоста, на другой стороне речки Дроздна — в собственном домике один пришлый человек со своею женою: имена их неизвестны, но оба они были в преклонных годах. Это был отставной звонарь Московского Успенского Собора. По каким –то причинам он приехал сюда на жительство и привез с собою Св. Икону Трех Святителей Московских, которою он взял как ненужную и завалявшуюся в кладовых Успенского Собора. По всей вероятности эта икона долго была у него в Московской квартире, он привык видеть ее, считая уже своею собственностью и как таковую привез ее на место нового своего жительства. Здесь, спустя некоторое время до него дошел слух, что в Москве в Успенском Соборе похищено много старых икон и что их усиленно разыскивают, слух этот так его напугал, что решил с этою иконою расстаться. Но не желая ее уничтожить он как бы предал ее в волю Божию – взял и пустил в воду по речки около своего дома. Св. Икона проплыла по воде около версты и остановилась в кустах около берега, где и была найдена означенным на месте – крестьянином М.Н. Какушкиным.
Священник Михаил Садиков

1914 г.
В сем году никаких улучшений по храму не было Весь доход церковный внесен был в уплату долга. За пол весь долг погашен. В конце июля открылась Великая Отечественная война. Мобилизация была небывалая – собраны чуть ли не все запасные. Из нашего прихода собрано запасными человек около 150. Отправился на войну и наш уважаемый церковный староста – Прокопий Максимович Колонин, будучи призван как один из запасных. Великое горе постигло православных, много слез было пролито, но Господь послал нам и великое утешение. По повелению Государя Императора были закрыты все винные лавки и трактиры сначала на время мобилизации, потом срок продолжили и верится православным, что никогда они не откроются. Наступила у нас новая трезвая жизнь. Несчастные, горькие пьяницы и по неволе остепенились, стали на роботу, сделались полезными членами общества, да и сами обулись, оделись и вид стал приличный – светлый стал.
Великое бедствие войны, но великая и радость трезвости. Лучшие люди России думали как им побороть врага народнаго – змия зеленого. Полагали, что при всеми напряжении лучших сил народа на борьбу эту потребуется много лет. Но вот пришла война ужасная и страшная, послал Господь великое и тяжелое испытание народу православному и великий домашний враг народный – змей зеленый лежит уже поверженный, и хочется верить, что уже никогда ему не поднять своей головы зловонной и не допустил Господь, чтобы дыхание его смрадное опять отравляло многотерпеливую боголюбивую душу народа.
В октябре (29 число) в приходе было открыто Кредитное Товарищество. Руководство всеми делами Товарищества, а так же ведение книг, за отсутствием подходящих людей принял на себя местный священник о. Михаил Садиков.
Священник Михаил Садиков.

http://rasfokus.ru Фотограф Роман Лунин (Орехово-Зуево) 2015 г.


1915 г.
В течение всего года война продолжалась, было еще несколько наборов и запасных. Небывало много выбрали у нас людей. Тяжело, очень тяжело переносить народу такую войну, но духом он не падает, хотя и весь год на войне был для нас неудачный.
В сем году дал себя особенно почувствовать другой враг народный: свой домашний всех положений рангов, пользуясь временем тяжелом, подняли цены на все необходимые продукты до небывалых размеров. Мешок ржаной муки стоял до войны 6-7 руб., теперь 11-12 руб.. Пуд крупы стоял 2,80-3 руб. теперь 4 р. – 4,20 р., гречная крупа до войны продавалась по 5 к. фунт, а теперь 9-10 к. и так во всем. Если принять к сведению, что и муки и крупы и сахару и других первейших предметов продовольствия у нас на Руси своих изобилие и что за границу теперь из них уже почти ничего не идет, то по неволе удивишься — откуда могла появиться такая дороговизна как могли люди ее создать. Хитер и селен враг людской и много еще среди нас грешных верных его и послушных приспешников. Но не смотря на такую дороговизну, народ живет по старому, если не лучше. Солдатские семьи довольно обеспечены казенным пайком, заработки есть, а рабочие руки тоже вздорожали. Всем этим значительно сглаживается дороговизна и, по крайней мере, в нашей местности, она не так чувствительна как кажется на первый взгляд. В середине года стало замечаться отсутствие звонкой монеты, и чтобы придти на помощь народу Правительство выпустило замен серебряной монеты марке в 10, 15 и 20 коп.. В конце года по той же нужде и стой же целью были выпущены бумажные мелкия монеты в 1, 2, 3 и 5 коп.
В августе и сентябре месяце по почину священника Садикова прихожане собрали 2 130 рублей золотою монетою, каковая сумма и была сдана священником Садиковым в Московскую Контору Государственного Банка в обмен на кредитные билеты. Государство очень нуждалось в золотой монете и прихожане в данном были обязаны ему и свою долю помощи.
Наш уважаемый церковный староста Прокопий Максимович Колонин в феврале месяце в обоях в восточной Пруссии попал в плен. После объяснилось, что он находиться в г. Герлице в Германии, в лагере военнопленных, откуда все время шлет письма.
Священник Михаил Садиков

1916 г.
В сем году война продолжалась с прежним напряжением. Дороговизна всяких продуктов тоже возрастала. Приходская жизнь протекла по старому.

1917 г.
Мая 21 дня избран приходской совет, который начал свою работу с 21 августа. Сентября 15 дня торжественно отпраздновала 200 летний юбилей древнего древесного храма. На торжестве присутствовали: села Троицкого Алексей Иоаннович Никольский, Пятницкого погоста Василий Архангельский, села Севостьянова – священник Александр Померанцев и села Юркина священник Александр Филиппов.
В октябре месяце произошел государственный переворот, власть перешла к партии социалистов – большевиков (коммунистов). Началась ломка не только государственных порядков, но и социального строя, что от этого произошло – это дни Истории. Одно только считаю нужным записать, весь народ разделился на два лагеря – буржуи и пролетарий, при чем последние были больше, чем полноправные граждане, а первые меньше, чем рабы.
Священник Михаил Садиков

1918-1921 гг.
В 1918 году последовал декрет об отделении церкви от государства. На церковной жизни прихожан этот декрет нисколько не отразился, еще не было ни одного случая, чтобы прихожане обходились без церковного благословения в важные минуты жизни. Что пережила за эти два года церковь, духовенство – это лучше и подробнее расскажет история. Всякия издевательства и кощунства над церковью и религий были явлениями самыми обыкновенными. В 1920 году было открыто Богородское викариатство и Епископом Богородским назначен преосвященный Никанор из Архимандритов Никольского единоверческого Московского монастыря. 1919 году церковный староста М. Колонин от должности отказался, был избран новый – крестьянин деревни Стремянникова Иван Яковлевич Павлов (11 мая). За эти годы хозяйственная жизнь народа быстро разрушалась, а вместе с тем росла дороговизна на все. К концу 1921 года цены стояли следующие: пуд муки – 140 000 тысяч рублей, картошки – 20.000, пуд капусты – 18 000 руб., 1 фунт растительного масла– 20.000 руб., 1 фунт сахара – 35 000. Корова стоит – 3.000.000 руб. и более, лошадь то же в этих ценах, 1 фунт соли 2 500 р., 1 коробка спичек 1 800 руб., простой нож 10 000 руб. и т.п.
Священник Михаил Садиков

1922 г.
Страшный голодный год. Вместе со всеми голодали и мои прихожане. Зимою сильно свирепствовал тиф, особенно в деревне Логиново, а весною дизентерия. Голод и страшная эпидемия много народу уложило в могилу. За хлебом ездили по всей России: поездки сопровождались нечеловеческими муками, которые, конечно, будут описаны на страницах истории.

1923 г.
Народ стал оправляться от голода, государственная жизнь понемногу налаживается. Антирелигиозная пропаганда ведется с особою настойчивостью. Церковь подавлена и молчит и со скорбию смотрит на безумия человеческая.
В сем году, к великому прискорбию верующих, правящая церковь разделилась на два враждующих лагеря – на обновленцев и тихоновцев.
Мои прихожане, заподозрив меня в сочувствии обновленцам, в июне месяце постановили меня уволить и привезли нового священника о. Ивана Любимова. Но так как это было делание небольшой кучки моих ненавистников, то большинство прихожан за меня вступилось, образовали свою религиозную общину около древнего деревянного храма, только бы не расставаться со мною. Таким образом из одного прихода стало два, оба прихода патриаршие, но враждуют между собою более, чем верующие с безбожниками.
Прискорбно смотреть на подобное явление, особенно священнику, но что же делать, видно так нужно для неисповедимых путей промысла Божия, моей же вины в том нет никакой.

1924 г.
Разделение в приходе продолжается, но вражда между верующими значительно сокращается. Приходит отрезвление, раздаются голоса о необходимости объединения. В нашем храме старостою церковным избран крестьянин д. Козлова Семен Прокопьевич Горячев, проходит своею службу с особым усердием.
Безумный натек безбожия продолжается: сеет много, а пожинают очень мало. Церковь вынужденно молчит: духовенство – самые бесправные обыватели, хотя разные налоги взыскиваются более чем аккуратно и при том налоги очень внушительные. Епископы часто сидят в тюрьмах, или же пребывают в Соловках, Коми и других курортах прекрасного севера. В настоящее время в Соловках находится наш Богородский Епископ Преосвященный Платон, назначенный в 1923 году после смерти Епископа Никанора. Один Епископ на вопрос каким он числится Епископом, ответил:* Епископ Таганский, Бутырский и всех северных сторон Патриарх.*
Священник М. Садиков

1925 г.
В деревянном храме паперть между храмом колокольней устроена в 1817 году: в том же году весь храм был покрыт железом, при чем последнего было куплено на 2214 рублей. Плотникам отдано 475 руб., кровельщикам 110 руб. (1817 год).
Иконостас поновлен и позолочен в 1818 году, на что расходу последовало 2775 руб.
Церковь расписана внутри в 1819 год. Израсходовано в первом году 512 р. 55к. и во втором 537 руб.
Обшита церковь тесом в 1825 году, в том же году и окрашена: всего израсходовано приблизительно 3.500 руб. Относительно ограды и фундамента в приходо – расходных книгах за эти годы упоминаний нет. Следовательно они были сооружены раньше 1808 года.
В сем 1925 году крыша храма и стены выкрашены масляными красками, на что потрачено 1200 рублей.

1926 г.
В начале сентября сего года избран церковный староста гр. д. Логинова Семен Поляков. Распоряжением заместителя Патриаршего Местоблюстителя Высокопреосвященнейшего Сергия, Митрополита Нижегородского в августе сего года открыто Орехово – Зуевское викариатство, к которому перечислены только 9 церквей из Богородского викариатства, в числе их и наша церковь. Епископом Орехово – Зуевским назначен Преосвященный Никита, Епископ Бугульминский, Саратовской Губернии.

1927 г.
За 210 лет существования храма в сем году впервые в нем было архиерейское служение: служили Преосвященный Никита 10 января и 15 сентября. В сентябре же месяца Преосвященный Никита перемещен в Нижний Тагильск, Уральской области. К престольному празднику были реставрированы три иконы: Спасителю, Божией Матери и пр. Сергия. Реставрировал художник – реставратор Петр Иванович Орлов за 500 руб.
В последние месяцы года весь храм внутри был выкрашен, и пол – все работы стоили 750 рублей. Много для храма усердствует церковный староста С.Т. Поляков и помощник старосты Клим Иванович Ермолаев.

При церкви хранятся следующия старинныя книги:

  • Менея общая печат. – 1639 год.
  • Менея месячная \ сентябрь – декабрь – 1646 г.
  • Октоих 2 кн. ——— 1683 г.
  • Сборник поучений на воскр. дни – 1777 г.
  • Сборник поучений на каждый день – 1803 г.
  • Толкование соборныхпосланий – 1794 г.
  • Триодь постная – 1763 г.
  • Менея месячная (январь, май, июнь, июль, сентябрь, декабрь) 1750
  • Напрестольное Евангелие– 1649 года
    15.Октоих ( 1-4 глас) 1663 г.
  • Требник – (при царе Алексие Михайловиче, точной даты не имеется)
  • Типикон – 1682 г.
  • Толкования соборных посланий (под 7 ном.) книга принесена в дар священнику Илариону Васильевичу в день ангела ( 7 нояб.) священником Параскевиевской церкви Петром Соловьевым.
Разлив реки Дрезны по весне

1928 г.
Иеромонах Иоанн – в мире протоирей Московский Георгиевской, что на малой Дмитровке, церкви Иоанн Александрович Соколов 28 сентября 11 октября 1928 года в Московской Харитоньевской, что в Огородниках, церкви за Божественной Литургией Преосвященными: Митрополитом Нижегородским Сергием, Архиепископом Оренбургским Дионисием, Хутынским Алексием, Рязанским Ювеналием, Вятским Павлом, Звенигородским Филиппом, и еп. Дмитровским Амвросием, содействующу Св. Духу, рукоположен во епископа Орехово – Зуевского, викария Московской епархии.

В ночь на 3 октября злоумышленники, выпилив входящую дверь, проникли в храм и похитили следующее: дарохранительницу, крест напрестольный и ризы с икон – Св. Николая, воскресения Христова и божия Матери Ахтырской – все вещи серебряные.
В сентябре месяце Павловскою купчихою Софиею Колчиновою пожертвовано в храме Св. Икона с изображением святых – Вмч. Никиты, Марии Египетской и Пр. Иллариона.
Священник Михаил Садиков

*(1862 г.) при державе благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Александра Николаевича Всея России супруги его благочестивейшей Самодержавнейшей Великой Государыне Марии Александровны наследнике его благоверном Государе Царевиче Великом Князе Николае Александровиче, Благоверных Государях Великих Князях Александре, Владимире, Алексии, Сергии, Павле Александровичах, Благоверным Государе Великом Князе Константине Николаевиче, супруги его Благоверной Государыне Великой Княгине Александре Иосифовне, Благоверных Государях Великих Князях Николае, Константине, Дмитрие, Вячеславе Константиновичах, Благоверном Государе Великом Князе Николае Николаевиче супруги его Благоверной Государыне Великой Княгине Александре Петровне благоверном Государе Великом Князе Николае Николаевиче, Благоверном Государе Великом Князе Михаиле Михайловиче, супруги его Благоверной Государыне Ольги Федоровне, Благоверных Государях Великих Князях Николае и Михаиле Михайловичах, Благоверных Государях Великой Княгине Елены Павловны, Великих Княжнах Марии Александровне, Ольге и Вере Константиновнах и Анастасии Михайловне, Великих Княгинях Марии Николаевне, Ольге Николаевне и супруге ея и Екатерине Михайловне


Прочее

Дмитрий Игнатьев 1646 г., Андрей 1680 г., Иван Федоров 1704г., Семен Иванов 1722 Г..(Переписн. Кн. 9809, л. 208 об, кн. 9807, л. 181 об. Патр. Прих. дозорн. Кн. 141, л, 232). В той же книге на стр. 50 читаем:
В записной книге исходящих бумаг Синод. Каз. Приказа за 1730г. Значится: (мая 12 числа, запечатан указ о строении церкви, по челобитью вотчины Чудова монастыря села Запонорья церкви Покрова Богородицы попа Василия Михеева с прихожанами, велено в то село Запонорье, вместо горелой Покровской церкви, перевести из Московского же уезда, из вотчины Троицы – Сергиева монастыря, из села Никитинского, старую церковь во имя Великомученика Никиты и построить на том же церковном погорелом месте вновь церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы).

В 1704 г. Церковь Великомученика Никиты деревянная: при ней находились священники: Илья 1646 г., Андрей ..689, Федор Федорович, 1704 г. Иван Герасимович 1722 г., дьячки: Отец Василий Иванович Богоявленский священствовал в приходе 30 лет, умер 28 июля 1858 года.

Сослуживцами его были дьячки Иван Александров и пономарь Тихон Николаев Ильинский, первый служил с 1825 года по 1844 год, а последний с 1824 год, по 1880гг.

После смерти дьячка Ивана Александрова ( 1844 ) вступил в должность Михаил Иванович Лебедев, который в последствии был диаконом при той же церкви, и умер в 1902 году.

Дочь священника Татиана Илларионовна была в замужестве за священником с. Почином Рязанской Губернии Георгием Мосторие в 1833 году упомянута уже вдовою, Дочь ея Александра Егоровна была в замужестве за священником Гравотою, Коломенскаго уезда, Иваном Григорьевым Добровым. В последствии вдова – Александра Егоровна долгое время была просфорницею при местной церкви, там своей тетушки Параскевы Илларионовны – содержала и вырастила большую семью.

С 1858 года священствовал в приходе Иван Васильевич Тупталов. Неудачная семейная жизнь, зазорное поведение супруги преждевременно свели его в могилу, умер в 1867 году.
С 1867 г. священствовал в приходе о. Тихон Матвеевич Александров, был очень уважаем всеми прихожанами за его труды по постройки каменного храма, а главным образом, за истовую и продолжительную службу. Вся его деятельность подробно описана, ушел по слабому здоровью в за штат в 1898 году, а умер в 1904 году.
В августе текущего года (прим. год в источнике не написан) 4 числа умер церковный староста – крестьянин деревни Козлова Максим Федорович Колонин, погребен близ северных дверей настоящего храма.

 В настоящее время в сем приходе находятся два храма – деревянный однопрестольный во Имя Великомученика Никиты и вновь сооружается новый каменный храм.

         До начала осмнадцатого столетия по преданию, в сем приходе существовал храм во Имя Пророка Илии, на месте престола которого сие время находится каменный столп. Что церковь была Ильинская это подтверждается до сем сохранившимся благочестивым обычаем совершать молебствия сему святому в день его памяти одним селением Бывальнею, и еще подтвердилось всеобщим желанием прихожан устроить престол в новом каменном храме в честь Илии Пророка, дабы навсегда сохранить в потомстве память о существовавшем Ильинском храме.

        Об основании храма во Имя Великомученика Никиты, предание передает, что Храмовая икона этого святого явилась на месте существовавшего храма, и это произволение Божие послужило указанием сооружению храма во Имя великомученика Никиты.

        Истинное сказание об основании этого храма, как свидетельствует надпись на кресте, хранящимся в алтаре, таково: «Божию милостию освятися жертвенник Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа в храме Святого Великомученика Христова Никиты при державе Благочестившаго всея Великия и малыя и белыя России Самодержца и при чадах его при Благородном Государе и Царевиче и Великом князе Алексие Петровиче и при благородном Государе Царевиче Петре Петровиче и при благородном Великом Князе Петре Алексеевиче, промежду Патриарства, по благословению Преосвященного Стефана Митрополита Рязанского и Муромскаго в лето от сотворения мира 7227году индикта 11-го от Рождества Господа и Спаса Нашего Иисуса Христа 1717-м году, месяца сентября в 15-й день на память Святого Великомученика Христова Никиты. Освятил храм сей Троицко-Сергиева монастыря Архимандрит Георгий Дашков, да Спаса – нового монастыря Архимандрит Моисей Протопопов с братиею». Эта надпись удостоверяет, что сей приход находился в ведении Троице-Сергиевскаго монастыря.

Об устроении храма

     Первоначально   храм существовал отдельно от колокольни, имел террасу с северной и западной стороны, вход в настоящую церковь с северной стороны и покрыт тесом. В тридцатых годах нынешнего столетия терраса отломана, вход в настоящую церковь уничтожен с северной стороны, храм обшит тесом, подведен фундамент под него, между ним и колокольнею устроена паперть и покрыта железом. За тоже время складена каменная ограда вокруг кладбища.
В 1858-м году устроены новые кресты на храме и колокольне.
В 1859-м году храм сделан теплым, в нем устроены три печи в алтаре, настоящей церкви и трапезы.
В 1865-м году иждивением московского купца почетного гражданина Петра Тимофеевича Кротова возобновлены иконы во всем храме, отчищен иконостас, выкрашены стены, расписан потолок, сделан деревянный пол вместо каменного и на северной стороне храма вновь прорублены три окна – на клиросе, в настоящей церкви и трапезе. В это время им же пожертвованы плащаница и хоругви.
Издревле приход состоял из пяти селений: Козлова, Ефимова, Теренина, Логинова и Бывальни. В начале нынешнего столетия одним из крестьян деревни Козловой переселился в соседнее селение Стремянниково прихода Богородицерождественской, в Уполозах, церкви, но остался прихожанином Никитской церкви, от него при разделе образовалось три, а потом семь дворов, которые принадлежали сему приходу. В 1867 году с разрешения Епархиального начальства по желанию всех жителей селения Стремянникова оно причтено к сему приходу.

Об особо чтимой святыне храма и явлений от нея благодатных действий

В сем храме находятся следующие замечательные иконы:
1. Особенно досточтимая не только своим приходом, но и другими как Православными, так даже и раскольниками храмовая, по преданию явленная икона Великомученика Никиты, от которой многим, с верою прибегающим изливались исцеления, но достоверных сказаниях о чудотворениях от нея не имеется.
2. Рядом с нею к южной стороне икона Илии Пророк, которая, как можно с достоверностью предполагать по месту данному ей в иконостасе при устроении Никитскаго храма, есть храмовая из упраздненной Ильинской церкви.
3. Икона Трех Святителей Московских: Петра, Алексия и Ионы. В сороковых годах нынешнего столетия эта Икона одним прихожанином сего  прихода – крестьянином деревни Козловой Михаилом Николаевичем Кукушкиным во время разлива речки Дроздны найдена была на воде у берега ниже церкви по течению с версту и взята в дом к себе. В тоже время бесноватая крестьянка деревни Савостьяново – Васса Трофимова начала всем объяснять, что вот в деревни Козловой в доме такого-то есть икона такая-то, найдена там-то и все это было действительно так, как и случилось. Вследствие этих обстоятельств икона была принесена в день Преполовения в церковь, обслужино было молебствие с водоосвящением и больная получила исцеление. Свидетельствуют, что другая больная – крестьянка деревни Бывальни Мария Герасимова получила исцеление от лихорадки. Обо всем этом было засвидетельствовано Его Высокопреосвященству усопшему Митрополиту Филарету и, дозволено совершать молебствие. Первоначально много было прибегающих со всякими скорбями и болезнями, и вероятно еще были явления чудодейственной  силы от сей иконы для Прославления Святых Божиих, но кроме двух свыше описанных случаев еще сказания о чудотворениях от нея не сохранилось.
Освященной утвари храма, особенно замечательной по происхождению, древности, искусству и богатству.
4. Напрестольное Евангелие 1694-го года.

  • Садиков Михаил Владимирович 1876-1937 гг. Уроженец г. Смоленск. Окончил Вифанскую духовную семинарию. С 1904 по ? год — священник Никитской церкви. Перед арестом, вероятно, служил в церкви Андрея Стратилата в с. Белая Колпь Волоколамского района.

Архивы

Все права защищены; 2024 Дрезна-истоки