Дрезна-истоки

ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ

ДРЕЗНА-ИСТОКИ

Дрезненский клуб — утраченная жемчужина советской эпохи

фото из музея Дрезненской гимназии

«Рабочий клуб – одна из форм активного творческого общественно-коммунистического участия рабочих масс в строительстве своего государства, в борьбе за него». [4]

Сразу после социалистической революции, в октябре 1917 года дрезненские активисты начали развивать в поселке культурно-просветительскую деятельность. В каких именно зданиях в первые послереволюционные годы размещались новоорганизованные кружки, в частности драматический и хоровой, где проводились встречи, лекции, устраивались доклады и диспуты — доподлинно неизвестно. Есть лишь данные о том, что первые собрания союза молодежи (комсомол) в 1917 году проходили в помещении вновь открывшейся семилетней школы — в доме бывшей дачи Зимина.

Из воспоминаний В.С. Новикова известно, что самый первый клуб в Дрезне размещался в бывшем доме Новикова (однофамильца), где до революции была пивная. Дом этот требовал значительного ремонта и необходимые работы были проведены собственными силами комсомольцев. Торжественное открытие клуба в этом здании состоялось 5 ноября 1922 года. Уже в 1923 году этот дрезненский рабочий клуб носил имя В.С. Волкова, а находился он на Конном дворе (примерно в районе нынешней Коммунистической улицы). В 1923 году в клубе имелся бильярд, библиотека-читальня, в помещении клуба проходили спектакли местного и приезжих драмкружков, лекции, рабочие встречи.

Источники за 1926 год сообщают о том, что в Дрезне имелся поселковый клуб с громкоговорителем, зимний клуб им. Волкова на 1000 человек и изба-читальня на 200 человек.

Уже в конце 1920-х годов прогрессивная общественность Дрезны всячески добивалась от местных властей постройки такого важного культурного центра, как клуб. Голоса рабочих были услышаны, и в 1929 году было принято решение о постройке нового клуба в Дрезне. Но суровые реалии молодой республики тормозили строительство, и несмотря на негодование жителей по поводу затягивания и замораживания строительных работ, невзирая на требования дрезненских рабочих возвести здание клуба в краткие сроки, эта стройка растянулась на целых 8 лет.

из номеров местной газеты 1930 -1931 годов

До переезда в новое здание, торжественно открытое в декабре 1937 года, клуб размещался в фабричном корпусе (второй ткацкий цех) на третьем этаже. Значительную площадь клуба занимал зрительный зал на 1000 человек, в котором стояли деревянные скамейки. Площадь зала была огорожена ширмами.

1936 г.

Автором проекта дворца культуры, реализованного в Дрезне в 1930-х годах, был известный архитектор Яков Абрамович Корнфельд, который являлся одним из участников программы «клубное строительство текстильщиков». Текстильстроем был организован закрытый конкурс, к которому допустили семерых архитекторов из Москвы и Ленинграда. К 1928 году было одобрено строительство 11 клубов по этим проектам на общую сумму около 4 млн рублей. Позже строительство клубов по типовым проектам в доработанных вариациях продолжилось.

Вот как описан этот тип клуба в журнале Строительство Москвы 1928 г. №7

Тип четвертый арх. Корнфельда четко выявляет две основные группы: зрительный зал с ему принадлежащими помещениями и клубную группу в два и три этажа.

Клубная группа связана с залом через буфет и главное фойе. Между обеими группами лежит открытый двор, богато убранный фонтаном и крытыми галереями, образующими террасы для отдыха в летнее время. Четко выявлены входы и выходы в главный вестибюль. Гардероб поставлен по наружной стороне главного фасада против выходов из зала, чем автор достигает с одной стороны, сравнительно небольшого фронта сдачи и большого развернутого по двум сторонам фронта выдачи одежды, с другой стороны — не загромождает главной артерии вестибюля, являющегося связующим звеном между главным фойе и лестницами, ведущими на второй этаж в фойе балкона, которое открывается лоджией на главном фасаде. Зрительный зал, рассчитанный на 1500 человек, заканчивается богатой портальной стеной, по бокам которой размещены круглые ложи для световых эффектов. Сцена достаточной глубины, в случае надобности, может быть устроена вертящейся. Главное фойе в месте поворота в буфет заканчивается эстрадой для оркестра. Комнаты клубные для кружковых занятий дифференцированы по своему назначению, библиотека помещена в 3-м этаже, спортзал поставлен в стороне от общего потока в увязке со спортплощадкой.

По данному типовому проекту были построены дома культуры в городах Раменское и Орехово-Зуево.

фото из соц. сетей

Общие характеристики Дома культуры Я.А. Корнфельда, представляющего из себя измененный проект клуба, так называемого 4-го типа (Дрезна, Березники, Красноармейск/Софрино):
Объем здания 24 000 куб м
Вместимость большого зала 1000 чел
Клубные комнаты 13 (400 кв м)
Читальные залы 2 (180 кв м)
Книгохранилище 50 кв м
Гостиные 1 (56 кв м)
Кафе 125 кв м
Спортивный зал 11х18 м
Детский сектор комнат 2 (39 кв м)
Вестибюли 2 [1]

Дрезна, 1937-1949
Березники, Пермский край, клуб до реконструкции в 1950-м году, фото из соц. сетей. Здание реконструировано.
ДК им. Строгалина, Красноармейск, 1940-1950-е годы, фото из соц. сетей. Здание реконструировано.

Итак, в конце 1937 года трудящиеся Дрезны радостно встречают долгожданную новость об открытии Дворца культуры. С гордостью местные газеты пишут о новом Дрезненском клубе.

Огромное красивое здание занимает большую площадь. Стоимость Дворца культуры — 2 миллиона рублей. Зрительный зал вмещает 1000 человек, бархатный занавес закрывает большую сцену, оборудованную всеми необходимыми приспособлениями.

В первом этаже ДК имеются просторные фойе, большая комната буфета и зал для танцев.

Второй этаж ДК открывает комната отдыха. Красивые занавеси, мягкие кожаные диваны и кресла делают комнату очень удобной для отдыха.

Около двадцати комнат второго этажа предназначены для клубной работы и самодеятельности. Здесь помещения для драматического и музыкального кружков, комнаты для художников и скульпторов. В просторных и светлых комнатах расположена библиотека-читальня.


1938 г. В дрезненском клубе имеется прекрасно оборудованная библиотека, читальный зал, комната отдыха, бильярдная, фотолаборатория, физкультурный зал и кинопроекционная камера с двумя звуковыми аппаратами.

В дворце культуры работает много кружков: драматический, хоросольный, струнный, духовой, кройки и шитья, физкультурный, шахматно-шашечный, литературный и пианистов. Имеется ИЗО-студия, балетная группа и детская техническая станция, в которую входят: столярный, авиамодельный, слесарно-токарный, радиоэлектротехнический кружки. Всего видами кружковой работы охвачено 750 человек.

Дворец культуры ведет большую работу в казармах. Имеется 10 патефонов, их рабочие берут на дом. Узкопленочным аппаратом работники клуба показывают кинокартины в квартирах стахановцев. Для обслуживания жителей казарм кинокартинами предназначены 2 звуковые кинопередвижки. Директор Дворца культуры С. Мишин.


1938 г. Комната ИЗО представляет из себя выставку. Все стены заняты работами кружковцев. Ежедневно они занимаются здесь, рисуют этюды, пейзажи и т.д. У талантливого художника т. Селина излюбленными темами для рисунков являются жизнь и быт Красной Армии. Он написал картину «Красноармейцы в дозоре». Эта картина выставлена в фойе клуба. М. Вишнин

1945 г. Клуб имени Волкова — гордость Дрезны, любимое место отдыха рабочих. Зрительный зал, рассчитанный на 1000 мест, зачастую бывает переполнен. В красивом и вместительном фойе вечерами играет молодежный ансамбль под управлением Д.Р. Знатнова. Ансамбль пользуется заслуженным уважением среди текстильщиков. Составлен он в основном из молодых рабочих фабрики.
В 1945 году силами московских театров в дрезненском клубе было дано 63 концерта. На сцене клуба выступали заслуженные артисты СССР Черкасов, Ковалева, Олейников и другие. В течение года продемонстрировано 650 киносеансов, 120 концертов и постановок дано силами клубных коллективов самодеятельности. За год клуб обслужил 312140 человек. 1 миллион 96 тысяч рублей — годовой оборот клуба.
За год в клубе было прочитано 32 лекции на оборонные, исторические, литературные, научные и политические темы.
Во втором корпусе клуба целый этаж занимают библиотека и читальный зал. В отдельном этаже расположены комнаты кружков самодеятельности.
Дрезненскому драмколлективу в 1940м году на Всесоюзном смотре кружков самодеятельности выдана похвальная грамота. Сейчас коллектив возобновил свою деятельность постановкой пьесы Шиллера «Коварство и любовь».
Дрезненский рабочий любит песню — хорошую, старинную, в которую вложено настоящее русское сердце во всей его широте и глубине. Хором кадровых рабочих руководит потомственный текстильщик т. Кусков.
Всего в клубе восемь кружков самодеятельности. Кружковой работой охвачено 326 человек. Кружки в течение года выступали 106 раз в цехах фабрики, в общежитиях, на торфопредприятии, в подсобном хозяйстве фабрики.

1938 г. Бильярдная
1938 г. Детский духовой оркестр
1939 г. Драмкружок
1939 г. Техническая станция
1939 г. Столярный кружок
1939 г. Тир в клубе
1939 г. В уголке юннатов
1939 г. Шахматный турнир
1939 г. кружок ИЗО
1940 г. Выступление по радио
1940 г. Студия художественного движения
1940 г. Радиокружок
1940 г. Авиамодельный кружок
1948 г. Самодеятельный джаз
1948 г. Детская комната
1949 г. Кружок баянистов
1950 г. Кружок ИЗО
1951 г. Столярный кружок. Макет жилого дома. Руководитель — В.В. Кондрашов, за 8 лет работы он обучил более 500 учеников.

На краеведческую конференцию учащихся Орехово-Зуевского района, проходившую в 2008-2009 годах, ученицей Дрезненской средней школы был представлен доклад «Летопись культурного развития Дрезны». В этой работе были зафиксированы воспоминания о том, каким запомнился клуб жителям Дрезны.

Клуб был спроектирован необычно: два трехэтажных корпуса, соединенных между собой третьим  двухэтажным, по форме напоминали строчную  букву «Г». Двухэтажное здание гримерной примыкало к третьему корпусу. Западный фасад завершался одноэтажным зданием спортзала. Два главных входа с широкими лестницами были украшены колоннами с лепниной, а перила — «шариками». Между двух колонн центрального входа (что был напротив входа в парк) стояла женская статуя.

Причудливые растительные узоры обрамляли стены и потолки клуба как снаружи, так и внутри. Два входа вели в первый корпус, где размещался зрительный зал. Здесь посетители могли ожидать начала киносеанса в просторном фойе. Со стороны служебного входа на сцену находился буфет и проход во второй корпус. Зрительный зал поражал воображение простых рабочих большой сценой, партером и балконом, хрустальной многоярусной люстрой, сияющей под потолком в ярких огнях, и расписным потолком. На нем были изображены простые труженики страны Советов разных профессий. «Такое впечатление было, — рассказывает Мамонтова М. В., заведующая библиотекой в школе №1, — что все они на демонстрации. Такими счастливыми были их лица и таким красочным рисунок. От него мне передавалось особое настроение и ощущение чего-то великого». 

На балкон (второй этаж)  можно было попасть по двум, расположенным с разных сторон фойе, лестницам, на площадке одной из которых стояло огромное зеркало. Там же, на втором этаже, располагалась кинобудка, художественная мастерская, где писались афиши и транспаранты, Ленинская комната, и был проход во второй корпус.

Зрительный зал и сцена клуба отвечала всем требованиям театра. Сцена была достаточно большой (она занимала половину третьего корпуса), имелась оркестровая яма (позже ее не стало), суфлерская будка. Сцена была оборудована сложным механизмом поднятия и опускания занавесей, декораций и киноэкрана. Старожилам города запомнились первые  тяжелые кулисы. Они были сшиты из плюша синего цвета с выбитым рисунком в виде ромбов. Позже их заменили на бордовые. За кулисами витал особый дух театра. Любой, кто хоть раз побывал тут, ощущал это. Здесь было множество декораций, огромный черный рояль, помещение с уютными гримерными, узкие железные лестницы, ведущие к осветительным приборам, к стропилам под самый потолок и под сцену. Увиденное – завораживало.

В зрительном зале были предусмотрены запасные выходы. С одной стороны – выход в фойе с затейливыми витражными стеклами в окнах, с другой – выход на улицу после сеанса.

Была в фойе и третья лестница. По ней, как и по двум первым, можно было попасть на второй этаж  второго корпуса и на третий этаж первого, где располагались комнаты для различных кружков. Самая большая комната располагалась над Ленинской комнатой и предназначалась для занятий танцами.  

Во второй и третий корпус вел другой вход с двумя небольшими боковыми лестницами на западном фасаде здания. Через него можно было сразу попасть в спортивный зал, оборудованный смотрительным балкончиком. На втором этаже, куда также вела широкая лестница, располагались кабинеты администрации и кружки. Лестница вела не только на второй этаж, но и на третий, в библиотеку,  занимающую половину третьего корпуса.

Клуб был оснащен по последнему слову прогресса: электричество, водопровод, канализация, отопление. [5]

1961 г. Зрительный зал, кадр из фильма «Перед лицом суда»
1961 г. Зрительный зал, кадр из фильма «Перед лицом суда»
1961 г. Зрительный зал, кадр из фильма «Перед лицом суда»

Источники:
1. Архитектура клубов и дворцов Культуры, М.: 1953 г.
2. Газета «Текстильщица», 1930-1951 гг.
3. Газета «Орехово-Зуевская правда», 1922-1951 гг.
4. Рабочий клуб, 1924, № 5
5. Доклад «Летопись культурного развития Дрезны», Дрезненская средняя школа. Ученица А. Лобанова, руководитель Е.В. Никитина, 2009 г.

Архивы

Все права защищены; 2021 Дрезна-истоки