Волостью Вохной называлась территория, расположенная в нынешних Орехово-Зуевском и в Павлово-Посадском городских округах.
На современной карте помечены пограничные деревни, входившие в Вохонскую волость.
Деревни Сермино, Нажицы и Кр. Дубрава к Вохне не относились, а принадлежали административно до середины XVIII века дворцовой Куньевской волости.
Вохна стала вотчиной Троице-Сергиева монастыря в 1571 году и пребывала в этом статусе до 1764 года. Таким образом, самые старые документы о вохонских селениях и живущих в них людях относятся к монастырскому периоду.
Первая рукопись, из которой можно узнать названия населенных пунктов Вохны, называется «Книга приправочная писма и меры Тимофея Хлопова с товарищи 7093 – 7094 году». Чтобы перевести год «от сотворения мира» в привычное летоисчисление «от рождества Христова», надо вычесть 5508 лет. Учитывая, что в XVI веке год начинался с сентября, и предполагая, что волость была описана в течение одного года (астрономического), получается, что эта книга 1585 года. Однако в этой переписи Тимофея Хлопова перечислены лишь селения и количество обрабатываемой земли при них, а количество крестьянских дворов не указано.
Употребляемые в старинных книгах типы населенных пунктов:
село — крупное крестьянское поселение с церковью,
сельцо — населенный пункт с двором землевладельца,
деревня — небольшое крестьянское поселение,
починок — новое селение (выселки),
пустошь — заброшенная, опустевшая деревня или просто земля без населенного пункта,
погост — церковь с церковной землей, на которой проживали священнослужители.
На 1585 год в волости Вохне 114 деревень, 35 пустошей, 3 погоста (Дмитровский, Никитский и «в Уполозах»), одно сельцо.
Надо сказать, что прежде в Вохне было 5 погостов, но в 1585 году два погоста «пусты» и в последующих книгах они уже не упоминаются. Один из них, в честь Парасковеи Пятницы, находился на речке Вохонке, должно быть, недалеко от д. Дмитрово, «а строил тот погост д. Климовы крестьянин Иванко Оксенов«. Деревни Климовой, с которой начиналось описание земель, давно не существует, точно выявить ее местонахождение затруднительно. Второй погост, с церковью Рождества Богородицы, располагался на Исакове озере, очевидно, на западном берегу, поскольку озеро лежало на границе двух волостей и восточный берег озера относился к Куньевской волости.
Достоверную карту приходов на 1585 год и даже на XVII век создать невозможно, поскольку не найдено данных за эти годы о том, в какую церковь ходили жители той или иной деревни. Но на основании самых ранних сведений можно выявить приходские округа и предположить, что такой порядок существовал многие годы и прежде.
Древние погосты в Вохне, известные с конца XVI века, с приходскими деревнями.
Дмитровский приход: сельцо Павлово, деревни Меленки, Захарово, Усово, Дубровка, Юдино, Евсеево, Трубицыно, Степурино, Грибово, Игнатово, Фомино, Сонино, Меря, Грибаново, Криулино, Субботино, Прокунино, Игнатьево, Фатеево, Быково, Дмитрово, Рахманово, Филимоново, Назарово и Афанасово. [1]
Сейчас на месте древнего храма, что стоял на Дмитровском погосте, находится церковь Вознесения Христова (Павловский Посад, ул. Мира д. 1). Легенда о том, что некогда на этом месте существовал старинный храм, построенный в годы правления Дмитрия Донского (1340-1389 гг.), документальных подтверждений не имеет. Первые упоминания о церкви, как уже было сказано, найдены в документах конца XVI века.
Рождественский приход (Уполозы): Назарьево, Щекутово, Демидово, Гора, Улитино, Коренево, Мишутино, Корнево, Городок, Курово, Саурово, Ковригино, Стремянниково, Дуброва из вол. Кунья, Гридино, до XIX века — Бяльково, Киняево, Рудино и Савостьяново. В советское время церковь не закрывали.
Никитский приход (с сайта ►): Козлово, Ефимово, Теренино, Логиново и Бывалино, в некоторые годы — Стремянниково. Церковь была закрыта в апреле 1941 г. На погосте имелась старая деревянная церковь (это здание сгорело в 1980-х) и каменный храм, постройка которого началась в 1869 году. Сейчас каменный храм восстановлен, здесь находится церковь Казанской иконы Божией матери.
Кроме того, крестьяне некоторых вохонских деревень состояли в приходах храмов соседних волостей.
Рождественский приход в Кунье (у р. Вырки): вохонские деревни: Нестерово, Федорово, Плотава, Щербинина, Федорово, Демихово, Дубровка [2] и куньевские деревни. Богослужения в храме не проводились с 1938 по 1946 г.
Троицкий приход в Загарье (Чижи): вохонские деревни: Семеново и Власово и загарские деревни. Храм был закрыт в 1937 году.
Параскевиевский приход в Кунье (у р. Березовки): Малиново, Горбачиха, Юркино, Б. и М. Кишнево, Острово и Коровино. Примерно с 1795 года в приход вошли деревни Савостьяново, Киняево, Рудино, Бяльково. Все деревни прихода прежде относились к Вохонской волости. Каменный храм начал возводиться в 1839 году. В советское время был закрыт в 1953 году. Ныне тут находится церковь Троицы Живоначальной.
Имена собственные
Удивительно, но большинство названий деревень сохранили свои названия и по сей день. Впрочем, можно найти и некоторые отличия. Нередко в то временя многие названия деревень заканчивались на -а, как ответ на вопрос «чья деревня?» — Павлова, Гридина, Коровина и т.д.
1585 г | 2021 г. |
Горбачова | Горбачиха |
Былкова, Бояркова | Бяльково |
Юрина | Юркино |
Ондреево, Лосево, Остров | Острово |
Некоторые деревни носили по два, а порой и по 3 названия, но уже в XVII веке в переписных книгах за каждой деревней закрепляется одно конкретное наименование. Чаще всего названия деревень происходили от личных имен или прозвищ крестьян, вероятно, от самого первого человека, основавшего на новом месте починок, выросший со временем в деревню. Давались названия иногда и по географическим признакам: Гора, Запонорье (за рекой Понорь), Заозерье, Шувое (на реке Шувойке), Язвище (у озера Язвище), Остров, Вражки, Уполозы ( у реки Полоза), по иным ассоциациям: Новая, Старая, Долгая, Усад, Городок, Слободище, Меленки, Березовка, Дубровка, Бывальня. Но в отношении некоторых названий деревень не всегда возможно установить, связан ли этот топоним с именем человека или в основе его появления лежат иные причины: Стремянниково (прозвище или ремесло), Малиново, Кишнево (кишень — может значить карман, кошелек), Смолёво, Сумино, Часовино (ныне д. Часовня), Грибово и т.п.
Прозвища или дохристианские имена у крестьян могли быть самыми разнообразными и в общем случае перечневым списком передать их невозможно.
В переписи 1594 года по волости Вохне ещё можно встретить несколько таких прозвищ-имен и нехристианских отчеств (в книге 1585 года указаны только селения). В ранних переписях (до 1646 года) указывали имя только хозяина двора, если же во дворе не проживало ни одного мужчины — записывали хозяйку.
Истомка Мосеев (Дмитрово), Жданко Степанов (Куликово на Быстрице), Ваксаха Рибин (Захарово), Некраско Алексеев (Дабеево), Иня Ульянов (Обрамово), Марка Косой (Грибаново, Меря Старая на Вохонке), Пятунка Степанов (Грибаново, Меря Старая на Вохонке), Уварко Севантеев (Криулино), Омельянко Окульев (Криулино), Тренка Малютин (Миря-Казанское), Нечайко Михайлов (Миря-Казанское), Истомка Парфенов (Миря-Казанское), Парша Омельянов (Миря-Казанское), Терех Нечаев (Сенино на Вохонке), Федотко Истомин (Сенино на Вохонке), Кокоря Иванов (Филимоново), Неустройко Иванов (Назарковская) , Нежданко Степанов (Назарковская), Кирилко Меринов (Степурино), Истомка Якушов (Степурино), Кудинко Терентьев (Степурино), Нечайко Ермолин (Фатеево), Шарапко Тимофеев (Быково), Федко Шарапов (Быково), Губа Дмитриев (Семёново), Мошка Михайлов (Малыгино), Коняшка Петров (Малыгино), Неверко Иванов (Шарманово), Баженко Родионов (Сологаево на Быстрице), Окишь Емельянов (Власово на Быстрице), Онофрейко Татаринов (Верзилово), Кудинко Негодяев (Чепрасово на Быстрице), Иванко Негодяев (Корепино на Дрозне), Офонка Малин (Корепино на Дрозне), Нечайко Селин (Вантаково на Жаровке), Лопей Ондреев (Вантаково на Жаровке), Яря Михайлов (Логиново на Дрозне), Давыдко Левакин (Логиново на Дрозне), Давыдко Нечаев (Логиново на Дрозне), вдова Маляга (Логиново на Дрозне), Шестачко Тимофеев (Долгая), Сенка Неустроев (Долгая), Дружинка Васильев (Юдина), Белянко Степанов (Мишутино), Истомко Иванов (Коренево на Клязьме), Нечайко Офонасьев (Курово на Клязьме), поп Нечай (погост Уполозы), Иванко Некрасов (Стремянниково), Страх Григорьев (Евсеево), Пронка Касурин (Максимово на Дрозне), Нечайко Логинов (Савостьяново на Дрозне), Елка Максимов (Козлово), Кучка Петров (Ефимово), Истомка Иванов (Ковригино), Истомка Потапов (Ковригино), Баженко Самойлов (Демидово), Первушка-приходец (Федорово), Ширянко Васильев (Нестерово), Ортюшка Окулов (Демихово, Старая Шербинина, Чернцово), Офонька Сауров (Демихово, Старая Шербинина), Жданко Степанов (Деревягино), Петрушка Полушин (Дубровка на Клязьме), Беляк Офонасьев (Щербинина, Чернцово на Клязьме), Шюлка Демидов (Щербинина, Чернцово на Клязьме), Нечайко Демидов (Щербинина, Чернцово на Клязьме), Мишка Некрасов (Малиново), Петрушка Некрасов (Коровино), Неклюдко Петров (Коровино), Первушка Максимов (Морчилище), Орефа Саврасов (Трубицыно), Гулимко Кирилов (Дадево), Овсяник Тихонов (Игнатьево на Вохне), Неустройко Иванов (Игнатьево на Вохне), Поздячко Трофимов (Игнатьево на Вохне), Трофимко Хомяков (Игнатьево на Вохне), Шарапко Демидов (Зименки), Истомко Чармной (Зименки) [3].
Некоторые имена из перечисленных могли вполне быть православными. Так, Кудинко — вероятное производное от имени Акиндин, Коняшка — от имени Конон, Ваксаха — от Вакх или Варсава. Труднее обстоит дело с такими именами как «Иня» и «Яря». В крестьянской переписи не встречалось имен, считающихся исконно русскими, как Ярослав, Ярополк, а потому, «Яря» — это может быть, например, производное от Еремей. Нередко встречалась подобная замена букв в именах: Ерёма — Ярёма, Ефим — Яфим, Ермил — Ярмил и т.д.
В целом же имена, встречающиеся у многих крестьян 1594 года, православные и вполне распространены и сегодня: Ондрюшка (Андрей), Тимоха (Тимофей), Ивашко (Иван), Васка (Василий), Митка (Дмитрий), Костка (Константин), Федка (Федор), Петрушка (Петр), Мишка (Михаил), Кирилко (Кирилл), Филка (Филипп), Офонка (Афанасий) и т.д.
Подобное «уменьшительное» написание крестьянских имен в старинных книгах не свидетельствует о пренебрежении к людям со стороны властей или переписчиков или о несерьезном подходе к заполнению документа. Так было принято до времен Петра Первого — человека не вполне свободного называли и записывали уменьшительным именем, при этом же крестьянское отчество по отцу образовывалось от полного имени и отвечало на вопрос «чей» (Васильев, Иванов, Исаев и т.д.).
На 1594 год в Вохне 119 деревень, в которых 535 дворов крестьянских и 74 двора бобыльских (безземельных). Таким образом, в среднем на деревню приходилось 5 дворов. Такими небольшими были тогда деревни. От многих маленьких поселений 1595 года в 1-4 двора не осталось и следа. После Смутного времени, на 1614 год, в Вохне осталось всего 57 деревень (уменьшилось в 2 раза), а в них 105 крестьянских и бобыльских дворов (уменьшилось почти в 6 раз). «В пусте» в эти годы (по переписям 1614 и 1623) находились, в частности, деревни Малиново, Горбачиха, Бяльково, Киняево, Большое Кишнево, но уже в 1646 году они были вновь населены.
1594 год. Деревни на реке Дрозне, ее притоках и в нашем подрайоне. Жирным шрифтом выделены селения, сохранившиеся до наших дней, в квадратных скобках — современное название, если отличается, число в конце записи — количество крестьянских дворов в деревне. Выписано в том же порядке, что и в переписной книге.
Гузякино на Дрозне 3
Семеново, а Спиридоньево тож на Дрозне 5
Тимохово, а Бояркино тож на Дрозне 3
Стрельниково, а Шумилово тож на Дрозне 5
Тимохово, а Щипково тож на Дрозне 1
Якимово на Дрозне 4
Корепино на Дрозне 2
Вантаково на Жеровке [Журавке] 7
Логинова на Дрозне 14
Максимово на Дрозне 4
Гридина, а Гридюшкина тож 3
Бояркова а Былково тож [Бяльково] на враге 2
Киняева на Дрозне 2
Рудинова [Рудино] на Дрозне 2
Савостьяново на Дрозне 11
Козлова 11
Теренина на Дрозне 2
пустошь Облово на Дрозне
Ефимова на Дрозне 4
погост Никитский на Дрозне 3
Бывальня на Дрозне 3
Малиново на Клязьме 5
Горбачево [Горбачиха] 3
Кишнево Большое 6
Кишнево Малое 4
Ондреево, Лосево, а Остров тож на болоте 3
Коровино на болоте 3
Юрино [Юркино] 5.
Отметим ещё самые крупные селения в Вохне того времени (1594 г.)— это Игнатьево -14 дворов крестьянских , Степурино — 13 дворов крестьянских, Щербинино — 13 дворов крестьянских, Ковригино — 14 дворов: 9 крестьянских и 5 бобыльских (безземельных).
От большинства названий исчезнувших деревень не осталось и следа, однако же некоторые топонимы ещё долгое время сохранялись в обиходе как местные названия лесов, лугов, урочищ. Например, в Юркино до сих пор в ходу слова Обухово и Спирино. Местные жители так называют части леса, расположенные за Юркинским кладбищем. А от деревни Максимово на реке Дрезне, исчезнувшей в 1740-х, сохранилось название местечка Максимкино, что недалеко от Савостьяновского кладбища. Старожилы из деревни Савостьяново ничего не знают о существовании в прошлом деревни Максимово, но название пустоши передалось через века следующим поколениям, и сейчас некоторые жители хорошо помнят о том, как в молодости ходили они на гуляния по тропинкам через лесок на поляну в то самое местечко Максимкино.
- Альманах»Богородский край» N 1 (2000)
- Е. В. Старшов, Церковь Рождества Богородицы, что у речки Вырки, 2010.
- ТСЛ, ф. 303, кн. 623
- Н.В. Калачов, Писцовыя книги Московскаго государства, 1877.