По сведениям музея Дрезненской средней школы не менее 85 женщин из Дрезны сражались на фронте и работали в военных госпиталях.
Егерева Евдокия Васильевна 1921 г.р., уроженка Дрезны, студентка Московского института иностранных языков, добровольцем ушла на фронт в начале 1944 года. Служила в штабе дивизии Прибалтийского фронта переводчиком. Основной задачей Евдокии Васильевны был опрос немецких военнопленных. А однажды, при нападении врага на штаб, молодая переводчица не растерялась и лично уничтожила нескольких гитлеровцев из автомата и спасла секретные документы, за что была удостоена ордена Красной Звезды. К сожалению, младшему лейтенанту Егеревой не суждено было вернуться с войны. В августе 1944 года штабная машина, в которой она ехала, подорвалась на мине.
Голубева Зоя Григорьевна 1903 г.р. находилась на службе с 1939 по 1947 год. Наша землячка, прошедшая Советско-финляндскую войну, войну с Германией и Японией, майор медицинской службы, запечатлена на первой полосе фронтовой газеты «Снайпер» 8 марта 1942 года.
О старшем сержанте Чечегиной Тамаре Григорьевне из деревни Малиново, восхищаясь ее стойкостью, самообладанием и мужеством, не раз писали местные газеты.
Анастасия Матвеевна Калягина в лето 1941 года работала медсестрой в пионерском лагере. А в сентябре 1941 года она уже была мобилизована. Анастасия Матвеевна вспоминала: «В Воронежской области команду нашего эвакоприемника разместили в домах эвакуированных граждан. На станцию «Графская» прибывали санитарные поезда с ранеными. У каждой медсестры количество раненых доходило до 250 человек. Приходилось работать круглые сутки: принимать, отправлять на перевязки, кормить, отправлять в тыл, снабжать обмундированием согласно вещевому аттестату». Из Воронежской области эвакоприемник передислоцировали в Западную Белоруссию, потом в Польшу, а уже с февраля 1945 года эвакоприемник располагался недалеко от Франкфурта в Германии. «Была у нас палата с пленными немцами,» — вспоминает А. Калягина — «мы относились к ним так же, как и к своим: так же лечили, так же кормили. И многие из них искренне говорили «Гитлер капут». Однажды ночью мы услышали канонаду и подумали, что бомбят Франкфурт, а это был салют в честь окончания войны. В 9 утра начальник госпиталя объявил: «Товарищи, война кончилась». Все кинулись обниматься, целоваться, раненых поздравляли с победой и радовались тому, что больше не будет жертв.» А.М. Калягина не сразу после войны вернулась в родной город — работала в госпитале. Лишь в 1947 года возвратилась она в родные края.
Татьяна Ивановна Короткова, уроженка Павловского Посада, в 1934 году окончила Орехово-Зуевскую фельдшерско-акушерскую школу. Летом 1939 года ей, как медицинскому работнику, пришлось участвовать с Красной Армией в освобождении Западной Украины и Западной Белоруссии. После начала военных действий на советско-финской границе Татьяна Ивановна была мобилизована на финский фронт и работала в госпитале. С первых дней Великой Отечественной войны Т. Короткова работала в полевом подвижном госпитале № 725 старшей медсестрой. Татьяна Ивановна вспоминает: «Наш госпиталь принимал раненых с поля боя. Находился он в лесу, в землянках или в расставленных палатках. Летом мы сами оборудовали госпиталь: плели из прутьев в лесу палаты, перевязочные, операционные, сами делали из березы столы, лавки. Во время боев в госпиталь поступало много раненых, приходилось работать без перерыва по 3-4 суток. Затем я служила в 86 пограничном полку войск НКВД. Я уже стала забывать названия мест, где нам приходилось воевать. Помню, как мы прошли с госпиталем Московскую область. Вместе с полком прошли всю Смоленщину, Белоруссию. Шли мимо Витебска, Орши, Минска. Затем — всё дальше и дальше, через Литву, Восточную Пруссию. Наш полк яростно сражался за Кенигсберг и одержал победу, за что стал называться Кенигсбергским.» Ныне (1964 г.) офицер запаса медицинской службы Татьяна Ивановна Короткова работает медсестрой инфекционного отделения Дрезненской больницы.
За жизни бойцов не жалея сил боролись медсестры Вера Федоровна Лапшина (Годоваликова), Клавдия Григорьевна Москвичёва (Потёмкина), Полина Михайловна Уткина (Шуваева), Любовь Тимофеевна Ширина, Вера Ивановна Боначёва, Мария Никитична Дергунова, Клавдия Васильевна Привезенцева, Александра Ивановна Сараева, Нина Дмитриевна Федяева, Серафима Ивановна Буранова, Зинаида Васильевна Дронова, Елизавета Яковлевна Дубровина (Мягкова), Валентина Федоровна Захарова, Нина Ивановна Ларькина, Клавдия Васильевна Макогон, Вера Ивановна Соколова, Мария Дмитриевна Васильева (Зайцева), Анна Георгиевна Круглова (Сидорова), Надежда Ильинична Лапушенкова, Нина Филипповна Комиссарова. Дрезненские медсестры в качестве вольнонаемных работали в эвакогоспиталях г. Орехово-Зуева, их числе Ольга Александровна Борисова, Евгения Федоровна Ушакова, Маргарита Семеновна Ипатова.
Немало женщин — военных медицинских работников после демобилизации продолжили работу в учреждениях здравоохранения г. Дрезны, среди них медсестры: Вера Павловна Климова (Гузанова), Клавдия Васильевна Павлюченко, Н.П. Духанина, Клавдия Петровна Гусева, Александра Васильевна Парамошина, Татьяна Ивановна Короткова, Мария Тихоновна Лабина, Елизавета Сергеевна Молошникова, Анастасия Матвеевна Калягина (Куприна), Анастасия Егоровна Зубрилина, врачом-терапевтом работала Вера Васильевна Карепина, Анна Ивановна Бугаева работала медицинской сестрой в детских яслях №1, Любовь Петровна Ершова была заведующей здравпунктом в д. Савостьяново.
В рядах партизан сражались с врагом Наталья Андреевна Ефимова и Ефросинья Ануфриевна Попова.
Шоферами, водившими машины в суровых условиях войны, были Анна Васильевна Мышкина, Нина Леонтьевна Титова и Прасковья Васильевна Дворникова. Зоя Николаевна Балякина (Вишнякова) служила в саперных войсках, Анна Сергеевна Козлова воевала в 1 отдельном полку связи 1-й воздушной армии, была телеграфисткой. Радиотелеграфисткой ВВС МВО служила Нина Яковлевна Осипова. Связисткой служила Мария Николаевна Савельева. Нина Георгиевна Кузнецова, пройдя медсестрой финскую войну, в 1941 году добровольцем ушла на фронт, прошла курсы пулеметчиков, за мастерство в освоении пулемета ей присвоили звание «отличник-пулеметчик». Зенитчицей была Софья Ивановна Сысоева. Фотолаборантом (обработка киносъемок, производимых экипажами боевой авиации) служила Валентина Васильевна Резвова. В должности старшего разведчика батареи 1751 зенитного артполка была Клавдия Ивановна Галкина, краснофлотцем (отдельный строительный батальон) служила Анна Ивановна Великая (Янина).
Дошли до Берлина и оставили свои подписи на здании Рейхстага офицеры Красной Армии Александра Васильевна Парамошина и Анна Ивановна Косолапова.
В рядах Красной Армии мужественно сражались Евдокия Алексеевна Уткина, Антонина Николаевна Галкина, Мария Ивановна Торгашова, Надежда Васильевна Передкова, Нина Ивановна Зеленова, Нина Георгиевна Заседателева, Анастасия Александровна Горячева, Тамара Павловна Фелицына, Олимпиада Николаевна Андрюшина (Крючкова), Елизавета Васильевна Фокина, Нина Андреевна Шкапкина.
На Дрезненской фабрике в послевоенное время работали женщины-участницы Великой Отечественной войны: Вера Ефимовна Козловская, Дарья Денисовна Мартынова, Анна Ивановна Зорина, Серафима Алексеевна Фомина, Мария Васильевна Шестова, Екатерина Никифоровна Дубинина (Аникина), в Савостьяновский цех вернулись после войны Мария Максимовна Лукавцева (Шилкина) и Варвара Георгиевна Гуреева.
Когда враг приближался к столице, женщины самоотверженно участвовали в строительстве оборонительных сооружений под Москвой. Среди них наши землячки: Анастасия Андреевна Смирнова, Клавдия Федоровна Сизова, Валентина Федоровна Касаткова, Валентина Кузьминична Тимакова, Мария Владимировна Наумова, Зоя Борисовна Сажина, Валентина Петровна Парханова, Александра Ивановна Шагова, Матрена Федотова Жарненкова, Мария Николаевна Сигаева, Анна Никифоровна Сударикова, Мария Арсентьевна Мишина, Александра Павловна Федотова.
Уроженка Дрезны, Екатерина Васильевна Белова (Гусева) вспоминала: осенью 1941 г. весь 3-й курс Московского педагогического училища был мобилизован на укрепление обороны города. Студентки рыли под Москвой противотанковые рвы, окопы, а в городе дежурили на крышах домов, гасили зажигательные бомбы. Участвовали в сооружении фронтального пояса Москвы, постройке оборонительных и маскировочных сооружений в городе.
Женщины, оставшиеся в тылу, трудились с удвоенной энергией под лозунгом «Всё для фронта, всё для Победы». Многие и многие работницы были награждены орденами, медалями, грамотами, благодарностями за доблестный труд во время войны. Всех перечислить сейчас уже невозможно, но вспомним некоторые имена. Высокие награды за труд в годы войны получили: Викулина Зоя Ивановна, Агния Ивановна Климова, Ольга Михайловна Кошелева, Елена Григорьевна Кукушкина, Прасковья Ильинична Голубева, Александра Васильевна Родина, Варвара Мартыновна Говядинкина, Евдокия Викторовна Лямина, Валентина Дмитриевна Пятакова, Валентина Зиновьевна Зубрилина, Е.Н. Янина, В.С. Крючкова, М.П. Сизова, Е.И. Пичугина, Е.М. Новикова, М.И. Балякина, Е.Г. Баранова и другие работницы. Женщины заменили ушедших на фронт и освоили традиционно мужские профессии помощника мастера, шлихтовальщика, заправщика основ. Приходилось работать и в качестве грузчиков. Ткачихи и прядильщицы увеличивали зону обслуживания: от шести до двенадцати станков, от шести до восьми сторонок.
Много испытаний выпало во время войны на долю тружениц деревни. Трудом прославились работницы Киняевского колхоза Пелагея Ивановна Филатова и Евдокия Петровна Колчина.
В своих рассказах о былом колхозница Евдокия Петровна Колчина вспоминала: «В военные годы работали пахарями пять мальчиков и два старика, а остальные — женщины. И справлялись. Вставали на прополку посевов в 3-4 часа утра, как говорят, с коров. Пололи до восьми часов, а с девяти направлялись на сено. Вечером опять на прополку».
В Бяльковском колхозе повышенный надой молока регулярно обеспечивали доярки А.М. Мохначева и М.И. Чеснокова, на полях без отдыха трудились овощеводы Антонина Васильевна Узенькова, Ольга Егоровна Узенькова, Матрена Ивановна Лобанова. На доске Почета передовиков Горбачихинского колхоза значились имена Елизаветы Степановны Чупруновой, Александры Степановны Аникиной, Пелагеи Пименовны Аникиной. Славно трудились работницы Малиновского колхоза Татьяна Ильинична Чечегина, Анна Семеновна Горохова, Прасковья Никитична Тележникова, Наталья Федоровна Бокова. Большие успехи в повышении урожайности в годы войны имели Юркинский, Рудинский, Емельяновский, Савостьяновский и другие колхозы.
Но особенно прославился Коровинский колхоз, возглавляемый Татьяной Семеновной Мягковой. В годы войны коровинцы поставили государству сверх плана 495 тонн картофеля и овощей. Высокий патриотизм коровинцев проявился при сборе средств на строительство танковой колонны «Московский колхозник». Они внесли 250 тысяч рублей, а Т.С. Мягкова из личных сбережений дала 8750 рублей. А когда Москву отстояли и враг был выброшен из столичной области, коровинцы собрали 110 тысяч рублей на восстановление пострадавшего Уваровского района. Ещё до войны Коровинским колхозом был приобретен чистокровный жеребец, использование которого как производителя принесло хорошие результаты. Колхоз вырастил от него и сдал армии несколько десятков сильных и быстрых коней; и по окончании войны имел лошадей, зачисленных в фонд Советской Армии.
Источники:
газеты «Текстильщица» и «Большевистское слово»
«Тыл и фронт», Н.И. Мехонцев. Орехово-Зуево — 1995 г.
«Память огненных лет. Деревня в годы войны», Н.И. Мехонцев. Орехово-Зуево — 1997 г.
сайт «Память Народа»
сведения из музея Дрезненской средней школы
сведения из музея Дрезненской Гимназии
сведения из музея Савостьяновской школы