Дрезна-истоки

ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ

ДРЕЗНА-ИСТОКИ

О реках и погостах. Ч. 2. Волости в XVI — XVIII вв.

Бесценное наследие академика Степана Борисовича Веселовского (1876-1952) представляют карты, составленные по материалам писцовых книг XVI — XVII вв. Эти карты, созданные ученым почти 90 лет назад, не имеют аналогов и не теряют своей высокой научной значимости до сих пор.

карта С.Б. Веселовского [1]

В допетровское время земли административно делились на уезды, уезды, в свою очередь, состояли из станов и волостей. По мнению ученых, волости, как административная единица, появились раньше, чем станы. Отличие, по-видимому, состояло главным образом в том, что волость исторически целиком принадлежала одному князю, а стан объединял территории разных землевладельцев.

В нынешний Орехово-Зуевский городской округ входят полностью или частично земли прежних волостей Московского уезда: Вохны (1339), Сельны (1339), Гуслицы (1339), Куньей (1433), Владимирского уезда волости Сенег (1411), Переяславского уезда Аргуновской волости (1436).

В скобках указан год первого упоминания волостей в княжеских духовных грамотах или иных документах.

На карте С.Б. Веселовского отдельно обозначены волость Сельна и волость Селинская. Исторически это была одна княжеская волость Сельна, но не позднее 1564 года часть волости Сельны стала вотчиной Чудова монастыря, а потому в последующих переписных книгах описание земель «черных» и монастырских по этой волости давалось раздельно. В сущности же названия эти — синонимы, употреблялись оба варианта. Аналогично, волость Вохна — то же, что Вохонская волость, волость Кунья — Куньевская, волость Сенег — Сенежская и т.д.. Земли Чудова монастыря на карте Веселовского соответствуют «Селинской волости», а в дальнейшем монастырская часть волости в документах XVII-XVIII века нередко называлась Запонорской по названию единственного в волости села, но не следует ее отождествлять с Запонорской волостью Богородского уезда XIX века.

Павлово-Посадский городской округ включает в себя земли старинных замосковных волостей Вохны (1339), Куньей (1433) и Загарья (1389).

Из истории известно о том, что ещё Петр Первый начал совершенствовать систему административного деления. В ходе реформ были учреждены губернии (1708), провинции (1719-1775), дистрикты (1719-1727), ландратские доли (1715-1720). После начала административных реформ в переписных книгах и первых ревизиях обнаруживается следующая закономерность: волости, что прежде записывались самостоятельно в составе уезда, нередко теперь фигурировали в составе того или иного стана Московской провинции Московской губернии. Волости за пределами Московской провинции автором специально не изучались, однако, по всей вероятности, Аргуновская волость оказалась в Борисоглебском стане Переславль-Залесской провинции, Сенежская волость — в стане Сенег Владимирской провинции.

Кусов Владимир Святославович (1935-2009), ученый, историк-картограф, издал ряд интереснейших работ, среди которых — карты Московской губернии на основе планов межевания землевладений, проводившихся в 1760-1770-х годах и известных под названием Планы Генерального Межевания (далее — ПГМ) [2]. В отличие от предыдущей карты Веселовского, составленной главным образом по письменным источникам конца XVI века, переписным и межевым книгам 1624 и 1646 годов, в распоряжении В.С. Кусова были и планы земель, и четкие описания к ним, так называемые экономические примечания.

Помимо подробных планов будущих уездов, Владимир Святославович на основе ПГМ создал карту станов и волостей XVIII века. Что же из этого получилось?

карта В.С. Кусова

С подробным описанием дач Богородского уезда можно ознакомиться по ссылке .

Стоит отметить, что карта В.С. Кусова не вполне соответствует текстовому описанию. Несоответствие можно объяснить либо тем, что масштаб не позволил учесть некоторые не слишком приметные детали при таком объеме работы и тем, что Кусов пользовался не только ПГМ, но и в некоторых случаях в качестве приоритетного выбирал иной источник.

Из интересующих нас административных делений, помеченных на карте:
25 — Гуслицкий стан
28 — Доблинский стан
30 — Жданский стан
52 — Кунья волость
80 — Раменский стан
97 — Таракманов стан

Таким образом, волость Вохна вошла в Доблинский стан, Сельна-Запонорье и Гуслицкая волости — в Гуслицкий стан, Сельна и Гжельская волость — в Жданский стан.

А где же волость Загарье? На карте Кусова с. Никольское (Никола-Загарье, Никольский погост) — в Доблинском стане. В действительности же, согласно ПГМ, и погост Чижи, и с. Никольское, и деревни Загарской волости были приписаны к Раменскому стану.

Волость Кунью, где находилась деревня Зуево, автор оставляет в неизменном виде, вопреки указанному в ПГМ описанию, ограничившись тем, что Куньевские погосты (Вырковский, Данилищевский и «На мху») помещает в Таракманов стан. Однако по описаниям ПГМ все деревни Куньевской волости относятся к Борковской волости. Село же Борково, по которому названа волость, прежде состояло в стану Воря и Корзенев. Впрочем, и в Таракмановом стане Кунья волость с деревней Зуевой в книгах XVIII века встречалась. При этом «настоящий» Таракманов стан находился примерно в нынешнем Наро-Фоминском районе, а Жданский стан — в Подольском.

Сложно? Ещё бы! В части самых малых административных единиц, волостей и станов, дело выглядит таким образом, что не позднее 1715 года ряд подмосковных земель был объединен, но не всегда по признаку их географической близости, а иногда и по иным соображениям, не совсем понятным. Чересполосица, анклавы одних станов внутри других, причудливые контуры новых внутренних административных границ  — так стала выглядеть карта Подмосковья.

Время показало, что получившийся кластер из волостей и станов, лежавших в основе деления земель ещё со времен феодальной раздробленности, только усложнился в управлении, не говоря уже, например, о том, что выявление «адреса»отдельно взятой деревни, пустоши, частного владения иногда представляло собой трудновыполнимую задачу. Екатерине Великой, вероятно, ничего не оставалось, кроме как разрубить этот гордиев узел и создать новое, понятное административное деление, что и было сделано в ходе областной Екатерининской реформы. Работа над Планами Генерального Межевания, предшествовавшая областной реформе, проводилась практически на всей территории России и позволила установить четкие границы отдельных землевладений (дач) и свести эти отдельные планы дач в общие новые уездные планы. Так, в 1781 году появились Богородский, Бронницкий и ещё 13 уездов Московской губернии; Покровский и ещё 9 уездов — во Владимирской губернии (1796).

карта 1, часть Богородского и Бронницкого уездов

Богородский и Бронницкий уезды существовали в 1781-1796 гг., после чего были упразднены Павлом Первым. В 1796-1802 гг. почти вся территория, показанная на карте 1, входила в Коломенский уезд. В 1802 году Александром Первым Богородский и Бронницкий уезды были восстановлены, но в несколько иных границах, чем прежде: старинные Сельна и Гуслица, оказавшиеся в Бронницком уезде в 1781-1796 годах, с 1802 года находились уже в Богородском уезде. Интересно отметить, что южные границы Павлово-Посадского и Орехово-Зуевского городских округов в точности проходят сейчас по южным рубежам волостей Сельны и Гуслицы XVI века.

Чем могут быть полезны исследования подобного рода? Любителям истории или краеведам работа со старыми картами, планами и картографическими схемами позволяет более системно изучать малые территории. Интересующимся генеалогией своего рода эти карты и указания к ним дают подсказку — где можно найти конкретную деревню в ранних ревизиях и переписных книгах. Скажем, деревню Малиново, следует искать в Вохонской волости, а в 1715 — 1780 годах — в Доблинском стане, если Вохонская волость не упомянута отдельно. Но и в общем случае просто любопытно увидеть, как выглядели на карте родные места столетия назад.

Как уже говорилось, современный Орехово-Зуевский городской округ включает в себя несколько старинных волостей. Сенежская волость была вотчиной патриарха. Волости Гуслица, Сельна, Загарье, Вохна и Кунья были великокняжескими, а по завещанию Ивана III (1440-1505) перешли во владение его младшего сына Андрея (Старицкого). Иван Грозный вернул себе эти волости в 1566 году (кроме вотчины Чудова монастыря в Сельне-Запонорье), и они вновь стали дворцовыми. А в 1571 году царь на основании договора мены передал волость Вохну Троице-Сергиеву монастырю. Монастырской вотчиной Вохна была до секуляризационной реформы 1764 года (передача монастырских земель Коллегии Экономии), после чего так и оставалась казенной волостью до 1861 года. Земли некоторых дворцовых волостей в XVIII веке перешли во владения помещиков: селения Куньевской волости достались Всеволожским, Гуслицкой волости — Лопухиным, Загарской волости — Румянцевым. Несомненно, история каждой волости уникальна, по-своему интересна, и надо надеяться, что в будущем местными учеными, любителями и краеведами будет подготовлено немало интересных докладов, статей, а может быть и книг о прошлом каждой из волостей.

Литература:
1. История сел и деревень Подмосковья XIV-XX вв., вып 4, Москва 1993 г.
2. В. С. Кусов, Земли Московской Губернии в XVIII веке, т.т. 1,2, карты. Москва, 2004 г.

Архивы

Все права защищены; 2024 Дрезна-истоки