Дрезна-истоки

ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ

ДРЕЗНА-ИСТОКИ

Тупицын Юрий Гаврилович

Писатель, родившийся в Дрезне

Юрий Гаврилович родился 7 декабря 1925 года в поселке Дрезна в семье Тупицына Гаврилы Васильевича, директора ткацкой фабрики.

В одном из интервью Юрий Гаврилович поведал, что отец его, потомственный текстильщик, был таким сообразительным, хватким, что местные купцы, впечатленные способностями парнишки, отправили его в прядильно-ткацкое училище, которое молодой человек закончил с отличием.

Из Орехово-Зуевского адрес-календаря 1917 года можно узнать, что на фабрике Т-ва Зуевской мануфактуры И.Н. Зимина при станции Дрезна в должности заведующего ткацкой фабрикой состоит Тупицын Иван Петрович, а ткацким мастером — Тупицын Гавриил Васильевич. Приходились ли названные служащие фабрики друг другу родственниками — доподлинно неизвестно. По сведениям дрезненских старожилов Иван Петрович в числе прочих лиц был застрелен в Дрезне в подвале трактира Агаева в «Варфоломеевскую ночь» в 1918 году. А Гаврила Васильевич, отец писателя, со временем занял его место — стал директором ткацкой фабрики. В 1936 году Гаврила Васильевич с семьей уехал из Дрезны в Ташкент. Таким образом, будущий писатель Юрий Тупицын провел в подмосковном поселке всего 11 лет.

Из воспоминаний Ю. Г. Тупицына:
«Дрезна — это поселок, в котором фабрикант Зимин выстроил прядильно-ткацкую фабрику, пригласив для управления ею английских специалистов. Для англичан рядом с фабрикой был выстроен двухэтажный коттедж — с палисадником, парком с липами, сиренью, жасмином вдоль аллей, с прудом, где были купальни и причал с двумя прогулочными лодками. В годы советской власти в коттедже поселили директора прядильно-ткацкой фабрики и главного механика, у которого была дочь, Нинка, тремя годами меня старше. Я ходил к ней играть, поскольку дружны были наши родители — мой отец был заведующим ткацкой фабрикой. Но жили мы не в английском коттедже, а в двухэтажном доме, напротив, через луг, занимая отдельную квартиру на втором этаже. Этот дом, именовавшийся красненьким по характеру наружной окраски, был замечателен тем, что в его квартирах были установлены настоящие русские печи. <…> Я любил сидеть у печи со своим дедом, Константином Зверевым, при снятой печной заслонке, когда глаза и душу греет домашний костер, и слушать его сказы. До сих пор помню отрывок загадочной песенки, напетой вполголоса дедом. «Дома ли лисафья? Дома она, с детками. Одна детка — чучелка, другая подчучелка, третья — найди челнок, четвертая — подмети шесток!» Что все это значит — не знаю до сих пор, хотя сломанными промасленными ткацкими челноками из дорогого неколкого бука мы растапливали печь. <…>

По всей вероятности, Тупицыны проживали в доме №12 (уже утраченный) или в доме №10 по Парковой улице. А под английским коттеджем подразумевается «дача Зиминых».


Дрезна была замечательна узкоколейной железной дорогой, которая начиналась где-то во чреве фабрики, выбегала из ворот на волю вольную и по окраине городка уползала в глушь по-своему дремучих смешанных лесов, обильно нагруженных непролазными топями торфяных болот. <…> По дрезненской узкоколейке, солидно пыхтя и отдуваясь клубами пара и дыма, бегали маленькие, ну совсем маленькие паровозики. <…> Паровозиков на ходу было по меньшей мере три, каждый имел свой собственный характерный облик и свою ещё более характерную трубу: у одного она была цилиндрической и высокой; у другого — пониже, представляя собой конус, обращенный широким основанием вверх; у третьего она была и вовсе экзотичной, представляя собой внушительный чугун на коротком основании — хоть щи в нем вари. Каждый паровозик знали в лицо не только взрослые, но и дети, каждый паровозик, как общедворовая собака, имел свое имя. Из всех этих кличек-имен я помню только одно — «Таука». Что такое «Таука» и почему именно «Таука» — я тогда не знал. А вот почему запомнил это паровозиковое имя — знаю. Узкоколейка была старой, расшатанной, разболтанной и расхлюстанной, поэтому трудолюбивые паровозики порою сходили с рельс и даже падали, заваливаясь на бок. И чаще других паровозиков падала «Таука». «Опять «Таука» упала!» — звенели ребячьи крики. И все детское сообщество, преимущественно мальчишеское, бежало смотреть, как «Тауку» вручную, с помощью нехитрых механических средств ставят на рельсы, и она, заново разогрев свое паровое нутро, как ни в чем не бывало снова пускается в свой узкоколейно-дальний путь — за торфом. Торфом топилась котельная огромной паросиловой машины, таких сейчас, наверное, на ходу уже не осталось, а эта машина, бывшая сердцем фабрик и заводов до наступления эры электричества, с помощью сложной, но надежной механической трансмиссии вращала приводы всего множества прядильных машин и ткацких станков. И все это работало годами и десятилетиями, и работало надежно

Фото из дрезненского сообщества в «ВК». Быть может, об этом паровозике писал и Юрий Гаврилович.

В Ташкенте Ю. Тупицын окончил среднюю школу с золотой медалью и поступил в Среднеазиатский Индустриальный институт, но началась Великая Отечественная война. Его, 17-летнего парнишку, в 1943 году направили в Ташкентское авиационное училище стрелков-бомбардиров, которое он окончил с отличием в 1944 году.

Многие годы своей жизни Юрий Гаврилович отдал авиации. До 1951 года он прослужил штурманом в бомбардировочной авиации. На Высших офицерских летно-тактических курсах заслужил звание снайпера-бомбардира. В 1955 году окончил, опять же, с отличием, Краснознаменную Военно-воздушную академию в Монино. Летную службу завершил в должности старшего штурмана авиационного полка, летал на реактивных самолетах. Много лет Ю.Г. Тупицын был преподавателем Качинского высшего авиационного училища летчиков в Волгограде, а в 1973 году стал начальником кафедры самолетовождения. В 1975 году по возрасту ушел из ВВС в запас в звании подполковника.

Фантастикой Юрий увлекся ещё со школьных лет. «Причиной увлечения фантастикой была тяга ко всему тайному, неразгаданному, романтичному. Другой стороной этой тяги была и остается любовь к науке и авиации, которой я отдал 33 года своей жизни. Огромную роль в конкретизации и, если можно так выразиться, материализации моего увлечения фантастикой сыграли произведения Ж. Верна, А. Беляева, А. Казанцева и Г. Уэллса.» — отмечал в интервью писатель.

Первый рассказ Юрия Тупицына, «Синий мир» был опубликован в 1969 году. Под таким же названием, «Синий мир», вышла и первая его книга — сборник фантастических рассказов и повестей, изданный в 1972 году.

Многие рассказы Юрия Гавриловича выходили в популярных журналах «Искатель», «Уральский следопыт», в сборниках научной фантастики. В этих изданиях наряду с Ю.Г. Тупицыным печатались Кир Булычев, Генрих Альтов, Владислав Крапивин, братья Вайнеры, А. и Б. Стругацкие, Ольга Ларионова, а в переводе — Рэй Брэдбери, Роберт Шекли, Станислав Лем и другие авторы.

В 1974 году Юрий Гаврилович был принят в Союз писателей.

Ю.Г. Тупицын писал о приключениях экипажей межгалактических кораблей, о космических экспедициях, о противостоянии землян инопланетным цивилизациям. В своих произведениях Юрий Гаврилович затрагивал вопросы устройства общественной жизни и проблемы межличностных взаимоотношений.

Перу Ю. Тупицына принадлежат романы: «В дебрях Даль-Гея (1978), «Тайна инженера Грейвса» (1981), «Дальняя дорога» (1984), «Инопланетянин» (1986), «Эффект серфинга» (1991), «Славка» (2000), ряд повестей и рассказов. Его произведения интересны большой читательской аудитории, книги Юрия Гавриловича можно найти во многих библиотеках нашей страны и ближнего зарубежья. Кроме того, некоторые произведения автора были переведены на другие языки и изданы в Чехословакии, Венгрии, Болгарии, ГДР, Польше, Японии.

Период литературного творчества писателя пришелся на годы жизни в Волгограде, Юрий Тупицын состоял в Волгоградской писательской организации, а потому совершенно справедливо он считается волгоградским литератором. Но и дрезненцам это имя должно быть известно, они могут гордиться известным уроженцем своего города.

Юрий Гаврилович Тупицын ушел из жизни в возрасте 86 лет, 23 декабря 2011 года.

из журнала «Шалтай-Болтай» №4 (53), Волгоград, 2011 г., 2-я стр. обложки

Источники:
1. Материалы, предоставленные Волгоградской областной универсальной научной библиотекой им. М. Горького.
2. Тупицын Ю.Г. «Цветы для Людмилы» — Волгоград, 2005 г.
3. https://fantlab.ru




Архивы

Все права защищены; 2024 Дрезна-истоки