В 2017 году нам довелось побывать на Белом море, в местах, притягательных девством и буйством суровой северной природы. Во время путешествия мы посетили несколько селений, одно из которых, Колежма (ударение на первый слог), растянулось по берегам одноименной речки. Издавна поморы таким образом выстраивали деревни вдоль рек, у каждого дома имелась небольшая пристань для лодок (карбасов), на которых жители деревень уходили на промысел в море.
Вот так и мы на современном карбасе, оснащенном мотором, отправились по реке Колежме в Белое море, на лежащие вдали от берегов необитаемые острова. Река Колежма, небольшая и спокойная, была доброжелательна к путникам, а вот море сразу показало свой норов: едва лишь лодка вышла в открытую воду, гостей-новичков начал поливать вдруг начавшийся дождь, поднявшийся ветер безжалостно обдувал туристов со всех сторон, а карбас из стороны в сторону качали лихие волны, которые гулко разбиваясь о борт, отступали, но время от времени особенно сильные накаты струями, всплесками и брызгами обрушивались на сидящих в судне пассажиров.
Несмотря на грозную стихию, до острова мы добрались часа за полтора вполне благополучно, а название «Колежма» запомнили надолго, вероятно – на всю жизнь.
Какая же связь может быть между далекой северной речкой Колежмой и Орехово-Зуевскими землями, наверное, недоумевает читатель.
А дело вот в чем: находясь в одном из домов села Колежма, мне довелось увидеть карту лоции Белого моря на иностранном языке, где название местной реки, записанной как «Kolezma», сразу же напомнило об одной старой иностранной карте, где Клязьма записана как «Klezma». Сходство поразительное, и мысль о том, что возникло оно не случайно, подтвердилась некоторыми научными изысканиями [1, 2]. Несложно представить, что некоторое исходное слово, например, «колозьма», некогда превратилось в Колежму у Белого моря и в Клязьму в бассейне реки Оки.
Ученые выдвигают различные версии относительно значения ряда названий: Клязьма, Колозьма, Колежма. При этом ряд исследователей склоняется к тому, что прообраз этих слов мог возникнуть еще во 2-3 тысячелетии до н.э., а потому достоверно выявить значение этих гидронимов не представляется возможным. Но, находя на современной карте похожие названия, можно делать предположения о том, как перемещались и расселялись представители одной языковой группы в стародавние времена.
Протяженность русла Клязьмы в пределах Орехово-Зуевского городского округа — около 40 км, что составляет всего лишь 6% от ее общей длины, но эта водная магистраль имела важнейшее значение в далеком прошлом: река была одной из главных дорог, близ которой зарождались селения, шла торговля, процветала жизнь. Об этом свидетельствуют археологические находки вдоль берегов реки.
Археологические памятники, обозначенные на схемах, относятся к разным временным периодам: от мезолита до позднего средневековья. К мезолиту (средний каменный век, продолжавшийся в Европе 12-7 тысяч лет назад) относят находки на стоянках: Беливо, Дрезна (около Малиновского озера), Кр. Дубрава, Курово, Павловский Посад, Саурово, Соболево, Тереньково, Хотеичи. На тех же территориях открыто значительное количество памятников неолита и развитого средневековья (11- 13 вв.). Обнаружены также стоянки, относящиеся к эпохе бронзы (Пирютино), раннему железному веку (Орехово-Зуево) и раннему средневековью, однако таких относительно немного.
По реке Дрезне существуют курганы, описанные в середине XIX века, у деревень Савостьяново и Логиново, но сведений по ним нет. В верховьях реки Дрезны обследовано позднесредневековое селище у погоста Троица-Чижи (керамика красноглиняная, белоглиняная, чернолощеная) [3].
В 1947 году по инициативе орехово-зуевского краеведческого общества Государственный исторический музей направил в Орехово-Зуево для предварительного обследования мест находок древних вещей профессора А. Я. Брюсова и В. М. Раушенбах. Приезжие специалисты с местными краеведами С. Ф. Беляковым, К. П. Былинским, Г. Е. Богатовым и другими обследовали места стоянок человека на берегу реки Клязьмы у городского кладбища и у карьера на участке торфоразработок № 46. Найденные на обеих стоянках кремневые орудия и обломки глиняных сосудов соответствуют примерно середине второго тысячелетия до н.э. [4].
Для Московской области характерно отсутствие стоянок конца 3-го и начала 2 тысячелетия до н.э. Это может быть связано с притоком новых кочевых племен с юга, которые оттеснили на время местное население [4].
На стоянке «Акулькины пески» на левом берегу р. Клязьмы при впадении в нее р. Вырка за заводом «Карболит» были обнаружены культурные слои с находками, относящимися к неолиту, раннему железному веку, раннему средневековью [3].
У Подгорной фабрики производились пробные раскопки одного кургана. Было найдено женское погребение с большим количеством украшений: височные кольца и перстни из бронзы, ожерелье из кварца и сердолика, бусы. По типам вещей погребение соответствует XIII-XIV веку и принадлежит племенам вятичей. Интересно, что недалеко, на Войновой горе имеются курганы с погребениями кривичей. Вероятно, в некоторый период средневековья река Клязьма здесь являлась границей проживания вятичей и кривичей [4].
Говоря об археологических изысканиях, следует особо отметить самую известную и древнюю стоянку человека у реки Клязьмы, которая находится у города Владимира и называется «Сунгирь». Раскопки в этом месте были начаты в 1957 году и продолжались более 20 лет. Возраст обнаруженных здесь погребений составляет около 25- 30 тысяч лет, количество же найденных во время раскопок предметов превышает 65 тысяч, среди них — орудия труда, украшения, изделия из костей мамонта. Эти находки являются достоянием мировой значимости и изучаются до сих пор.
Клязьминский кроманьонец жил за тысячи лет до появления финно-угорских племен и славян, в эпоху, когда здесь обитали мамонты, пещерные львы, бизоны, дикие лошади, северные олени.
Кто знает, сколько тайн и загадок ещё хранят наши земли. Одна из последних интереснейших находок — крупный клад в городском округе Павловский Посад у селения Заозерье, обнаруженный в 2018 году. В глиняном сосуде находились 623 серебряные монеты, отчеканенные во время правления Бориса Годунова (1598-1605). В ходе раскопок были обнаружены и другие старинные предметы. Клад передан в Государственный исторический музей. Надо сказать, что в Заозерье прежде находился старинный погост Рождественский на озере Данилищеве в Куньевской волости.
Из ранних письменных источников, свидетельствующих о поместной торговле вдоль Клязьмы, можно упомянуть таможенную грамоту о торжках 1612 года. Надо полагать, что подобные торжки существовали с незапамятных времен и проходили в городах, селах и на погостах вдоль водных путей.
«а тое тамгу дана им грамота от бояр наших и ныне де приезжают к ним рекою Клязьмою из Володимера и из Нижнева торговые люди в лодках и в завазнях и привозят всякой товар и муку и рыбу и мясо и приставают х торгу <…>. А которово товару не продают да выгрузят из судов и из ряду повезут к Москве и на Коломну и на иные торшки» [5].
В грамоте упоминаются торжки на погостах у церквей: Никитской (д. Бывалино), Рождественской (д. Саурово), Воскресенской (бывш. Дмитровская, г. Павловский Посад), Пятницкой, что у речки Берёзовки (Дрезна).
Как правило, погосты находились при реке или озере и располагали обширными земельными владениями, на которых были и участки с лесом, использовавшимся для церковных нужд, и угодья для покоса и земледелия, и площадь для ярмарок. Так, территория старинного Пятницкого погоста некогда простиралась до начала деревни Савостьяново и СНТ «Ветеран», что у Носовихинского шоссе и захватывала восточные окраины Дрезны. О существовании древнего погоста в этом месте нам напоминает храм, именующийся теперь Троицким.
Речка Берёзовка, у которой находился Пятницкий погост, примечательна тем, что в течение нескольких веков по ней проходила граница Московских и Владимирских земель. На территории современного Орехово-Зуевского округа известны и другие старинные погосты и церкви в селах (на конец XVI и на XVII век) [6,7]:
- погост на Исакове Озере с церковью Рождества Богородицы (волость Вохна, Мск., на 1585 г. погост пуст, и впоследствии не упоминается),
- погост на речке Вырке с церковью Рождества Богородицы (волость Кунья, Мск.), д. Нестерово,
- с. Воиново (Войнова Гора) с церковью Успения (Аргуновская волость/Борисоглебский стан, Пер.-Зал.),
- погост Орехов на реке Клязьме с церковью Николы Чудотворца (волость Сенег, Влад.),
- погост на речке Переделе с церковью св. Никиты (волость Сенег, Влад., на 1638 г. погост пуст, и впоследствии не упоминается, имеется уточнение, что устроен «в то место» придел Никитский в церкви на Орехове),
- погост на речке на Сенгу с церковью Николы Чудотворца (стан Сенег, Влад., Заболотская половина, точная локализация места затруднена, на 1647 г.: «церковь ветха и развалилась, а служат те попы в церкви Покрова», в дальнейшем – нигде не упоминается),
- погост Покрова на суходоле с церковью Покрова Богородицы (стан Сенег, Влад., в переписной книге 1637-1643 гг. не упоминается), с. Старый Покров,
- с. Запонорье на р. Понорь с церковью Покрова Богородицы (волость Сельна, Мск.),
- погост на речке Сошице с церковью Воздвижения и церковью Св. Никиты (волость Сельна, Мск.), д. Давыдово,
- погост Ильинский на речке Околице (волость Гуслицы, Мск.),
- с. Хотевичи, церковь Благовещенья (волость Гуслица, Мск.), с. Хотеичи,
- погост Мошев на речке Мерске с церковью Преображения (волость Гуслица, Мск.), г. Куровское,
- погост у речки Рудни с церковью Рождества Богородицы (волость Гуслица, Мск.), с. Рудне-Никитское.
Пятницкий погост, что у речки Березовки, известен по документам с конца XVI века и находился прежде в дворцовой Куньевской волости. Жители Дрезны и соседних деревень имели возможность посещать храм вмц. Параскевы до его закрытия в 1953 году. Но старинное намоленное место, к радости верующих, не ушло в небытие: уже почти 10 лет в восстанавливаемом храме вновь идут службы. Рядом с церковью расположено поросшее лесом старое кладбище, которое казалось совершенно заброшенным еще 20-30 лет назад, сейчас же там можно увидеть ухоженные могилы с новыми памятными табличками. А возраст погребений на Пятницком кладбище составляет примерно от 125 до 75 лет.
Литература
1. Н. В. Кабинина, Вопросы ономастики, 2008 г., № 5 ►
2. Е.М. Поспелов, Географические названия мира, Москва, 1998 г.
3. Археологическая карта России, Московская область, часть 3, Москва, 1996 г.
4. А. Я. Брюсов, «Большевик», газета 1947 г.
5. ТСЛ. Фонд 303, книга 536
6. В.И. Холмогоров, Вохонская десятина, Москва, 1888 г.
7. В. Добронравов, Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии, Владимир, 1897 г.