Дрезна-истоки

ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ

ДРЕЗНА-ИСТОКИ

Пятницкий погост. О землях, расколе и священнослужителях

М.В. Аникина

О Параскевиевском храме, что у речки Березовки, в своих работах писали протоиерей Олег Григорьевич Пэнэжко и историограф Евгений Викторович Старшов (возможно, были и другие, не столь известные труды). Эти книги, изданные ограниченным тиражом в 2007 и 2009 годах, теперь приобрести невозможно, на интернет-ресурсах можно найти лишь отдельные страницы одного из изданий, полностью ознакомиться с данными книгами можно лишь в РГБ и некоторых местных библиотеках и музеях. Безусловно, авторы являлись первопроходцами исторического описания многих церквей, в частности, Пятницкого храма, с включением биографий священнослужителей и исторических сведений о приходских селениях. Этот масштабный самоотверженный труд, несомненно, имеет большой интерес у современников и будет по достоинству оценен потомками.
Но время идет, появляются новые возможности, продолжается оцифровка старых изданий и документов, выходят в свет новые работы, а потому к известным книгам стоит добавить новые или уточненные сведения, что и будет сделано в данной и последующих публикациях.

Вопреки вольному обращению упомянутыми уважаемыми авторами с названиями церкви и погоста, как «горбачихинская церковь» или «Троицкий храм» или «Березовский погост», в исторических документах более четырёх веков храм всегда назывался Параскевиевским, церковь — Вмц. Параскевы (нередко встречается полное название: Вмц. Параскевы, нарицаемыя Пятницы), что у речки Березовки, а погост – Пятницким.
После постройки каменной церкви в 1849 году престол Святой Троицы стал главным в новом храме, другие же два придела назывались: во имя Рождества Пресвятой Богородицы и во имя Великомученицы Параскевы. Тем не менее, не только в народе, но и в официальных бумагах храм именовался по-старому, Параскевиевским. Отметим, что появившиеся в начале XX века в соседних бывших приходских селениях два храма назывались как другие два престола Пятницкой церкви: Богородицерождественский в с. Савостьяново и Троицкий в с. Юркино.

Куньевская волость: земля церковная и пустоши

Когда же появился погост? Исследователи, как правило, приводят дату из книги Холмогоровых «Вохонская десятина», согласно которой впервые документально церковь упомянута в 1628 году. «Построенная изстари, находилась в начале XVII в. Московского уезда в дворцовой Куньевской волости, по окладу 7136 (1628) г. дани <…>»
Действительно, по дворцовой Куньевской волости обнаружить более ранних документов не удалось.

Однако среди рукописей Троице-Сергиевой Лавры находятся документы, датируемые ранее 1628 г., в которых упоминается Пятницкий погост и Параскевиевская церковь. Так, в 1610 году в таможенной грамоте о торжках при погостах (ф. 303, книга 536, лл. 462-465об.) значится Пятницкая церковь у речки Березовки в Куньей волости, а в переписной книге 1594 года, в части о межевании, также мы встречаем описание границ земли Вохонской волости и Пятницкого погоста. (ф.303. кн.599, лл. 230-277об.). Таким образом, дату самого раннего упоминания о церкви Вмц. Параскевы, что на речке Березовке смело можно отнести к 1594 году.

А что же было ещё раньше? Из известных нам документов имеется лишь разъезжая по границе Вохонской и Сенежской волостей 1504 г, согласно которой земля по левую сторону речки Березовки относится к Вохонской волости, и находится там деревня Березовка.
Пока не нашлись иные документы – можно лишь делать предположения относительно разъезжей 1504 года. Возможно, в этой деревне Березовке жили служители культа, а церковь представляла из себя ничем не выделявшийся молельный дом, и межевщики не придали этому значения. Возможно, деревня Березовка не имела отношения к погосту и находилась на некотором от него расстоянии, а храм на погосте в тот момент был недействующим или просто не был упомянут в разъезжей. Но может быть и такое, что в 1504 году не было на этом месте ни церкви, ни погоста.
По всей вероятности, в 1571 году, обменивая Вохонскую землю (полученную Иваном Грозным от князя Владимира Андреевича Старицкого) на часть владений Троице-Сергиева монастыря, царь решил из каких-то соображений оставить за собой небольшую часть Вохонской земли по правую сторону Клязьмы у границ Сенежской волости, и с того времени те угодья стали относиться к дворцовой Куньевской волости.

На карте межевания примерно 1800 года можно увидеть эти три участка, которые, по всей вероятности, до 1571 года относились к Вохонской волости, а после – стали казенной землей Куньевской волости.

№963 — пустошь Юркина, №964 — церковная земля Пятницкого погоста, №965 — пустошь Капкова (Комотева)

Пустошь Юркина на плане соседствует с деревней Юркино. Самое раннее, где мы можем прочитать об этих владениях – та же переписная книга 1594 года, в части о межевании. В 1594 году владение №963 состояло из трех участков Куньевской волости: «пустоши Прокунины, да пустоши Обуховские, да пустоши Спиринские».

ф.303. кн.599, л. 266, фрагмент

Позднее, вероятно, упростив три названия сначала в два, а потом — в одно, пустошь назвали Юркинской — очевидно, по названию ближайшей деревни.

Государственной землей эти участки Куньевской волости были примерно до 1764 года. Всеволод Алексеевич Всеволожский, армейский поручик, активно содействовавший Екатерине Второй во время государственного переворота в 1762 году, получил от Императрицы владения в Богородском уезде, в том числе пустошь Юркину, пустошь Комотеву и владения на левом берегу Клязьмы (деревни Зуево, Алексунино, Нажицы, Ожерелки и др.). Не позднее 1845 года владельцем этих земель станет другой помещик, Николай Гаврилович Рюмин. Поэтому совершенно точно можно сказать, что селение Юркино никогда не принадлежало помещикам, никогда не было пустошью (что идет вразрез с данными из книги В.Н. Алексеева и В.С. Лизунова «Моя малая родина. Руководство по краеведению» и источников, взявших оттуда этот факт, как данность), а путаница произошла именно из-за аналогичного названия находящейся рядом с вохонской деревней Юркино помещичьей пустоши Юркиной.

План отхожей пустоши Юркиной и Прокуниной Доблинского стану Куньевской волости <…> обер-майора Всеволода Алексеевича да камердинера Ильи Алексеева сына Всеволожских. 1768 г.

Земля Пятницкого погоста также не принадлежала помещикам. Любопытно отметить, что с (предположительно) 1571 по 1781 год церковь находилась в Куньевской волости, а все приходские селения — в Вохонской волости.

Этот нюанс отчасти дает понимание, почему крестьяне деревень Рудино, Савостьяново, Киняево, от которых до Пятницкого погоста «рукой подать», почти до конца XVIII века являлись прихожанами другой, весьма отдаленной от них церкви — в Уполозах. Если посмотреть на фрагмент карты, где обозначена земля Пятницкого погоста, то можно отметить, что все селения, изначально попавшие в приход (к 1741 г.), находятся восточнее самой западной точки церковной земли.

В результате секуляризационной реформы 1764 года деревни Вохонской волости переходят из монастырских владений в государственные, а после административной реформы 1781 года несколько волостей, в том числе Вохонская, Куньевская, Загарская, Гуслицкая и др. входят в Богородский уезд. С тех пор Пятницкий погост и приходские деревни находятся в одном уезде.  В 1790 году и в 1820 году из заглавия исповедных книг следует, что церковь Мученицы Параскевы, что у речки Березовки, находилась, с точки зрения государственного административного деления, в экономической Вохонской волости, а с точки зрения церковной администрации — относилась к Богородской округе, Вохонской десятине.

По исповедным росписям с 1741 (самый ранний найденный год) по 1790 год в Параскевиевском приходе состоят селения: Малиново, Горбачиха, Большое и Малое Кишнево, Юркино, Коровино, Остров.

Уже в 1795 году приход пополняется жителями деревни Савостьяново (по данным краеведа О.А. Мурашовой). В 1804 году в исповедной росписи Пятницкой церкви мы уже находим, помимо перечисленных селений, деревни Киняево, Рудино, Бяльково.

О расколе

Из исповедных росписей следует, что с 1741 по 1804 год в приходе не было раскольников, кроме одного семейства в деревне Малое Кишнево.
Удивительно было обнаружить, что в Клировой ведомости Параскевиевской церкви 1819 года, по прошествии всего пятнадцати лет, в деревне Коровино уже половина жителей — «записные раскольники», а кроме того в Савостьяново, Острове и Малом Кишнево по одной семье состоят «в расколе».
В Клировой ведомости 1831 года имеется весьма интересный заголовок «раскольнически перекрещенные». То есть, прежде эти крестьяне являлись прихожанами главенствующей церкви, а затем перешли в раскол.

На 1839 год, согласно клировой ведомости, раскольнических, толка беспоповщины жителей в деревнях:
Малое Кишнево — 2 двора (3 мужчин+12 женщин)
Юркино — 1 (3+3), Малиново — одна женщина
толка поповщины:
Савостьяново — 3 (3+3)
Большое Кишнево — 1 (1+3)
Малое Кишнево — 1 (7+3)
Остров — 6 (15+16), всего в селении 25 дворов
Коровино — 30 (102+97), всего в селении 38 дворов.

К 1903 году в Коровине жители всех дворов, кроме одного, записаны в раскольники толка поповщины. Это 80 дворов, в которых проживало 267 мужчин и 290 женщин. В Острове 16 из 20 дворов — раскольники, в Малом Кишневе толка поповщины и беспоповщины 7 семей. Среди других деревень раскольники не значатся.

Селения Коровино и Остров, где оказалось максимальное число «перекрещенных» — это самые удаленные от Пятницкого погоста деревни (6 и 7,5 верст), при этом село Запонорье, тяготеющее к «старообрядческой Палестине» Гуслицы, от Коровино всего в трех с половиной верстах.

В самом селе Запонорье, в церкви Покрова Пресвятой Богородицы, в 1757 году числится записных раскольников 195 человек, прихожан 1061 человек. В 1804 году в той же церкви раскольников «записных и не записных» 995 человек, прихожан — только 58. В 1819 году раскольников 1838 человек, прихожан — 26. В 1866 году во всех 12 приходских деревнях имеется 10 православных дворов, проживает в них 58 человек, раскольников же 549 дворов и почти 3800 человек.

Не удивительно, что коровинцы попали под сильное влияние старообрядческого Запонорья, близость селений предполагала тесные бытовые и торговые связи, даже дети из Коровина и Острова ходили учиться в Запонорскую школу в конце XIX — начале XX века.

Интересно было бы выявить подлинную суть явления такого стремительного перехода крестьян в старообрядчество во второй половине XVIII — начале XIX веков, кроме того, любопытно было бы сравнить тенденции перехода в раскол в это же время жителей приходских селений других церквей в старинных волостях Вохне, Загарье, Гуслице, Сельне.

Пожар

В июне 1777 года на Пятницком погосте ночью случился пожар, уничтоживший церковь и всё церковное имущество, среди которого в числе прочего было 7 икон великомученицы Параскевы, царские двери иконописные резные, 5 колоколов, 28 книг. Благочинный села Павлова Петр Иванов представил рапорт о происшествии члену Святейшего Синода архиепископу Московскому и Калужскому Платону с прошением о постройке новой церкви. [ЦИАМ ф. 203, оп. 758, д. 209] Очевидно, новая церковь была возведена в короткие сроки, поскольку в Центральном государственном архиве города Москвы имеется метрическая книга Параскевиевской, что у речки Березовки церкви за 1778 год. Можно также предположить, что церковное здание, построенное после пожара – это именно то самое строение, которое в 1862-1869 году было перевезено с Пятницкого погоста в село Гридино, что относится сейчас к Егорьевскому городскому округу.

В 1862 году поверенные от крестьян Гуслицких деревень Гридиной, Шувой, Андреевой и др. испросили у митрополита Московского и Коломенского разрешение на строительство новой каменной церкви при сельце Гридино. Вопрос постройки церкви в селении осложнялся отсутствием земли, отсутствием проекта строения и нехваткой средств. Однако большими трудами удалось возвести церковь: местный помещик выделил для церкви участок земли, были получены пожертвования (в т.ч. 600 рублей от священника села Рудни, 500 рублей, 10 тысяч штук кирпича и 100 пудов извести от Московской Духовной Консистории), строительный проект согласовывать не пришлось, поскольку была приобретена уже «готовая» деревянная церковь. Сначала была приобретена церковь вместе с иконостасом и иконами за 800 рублей серебром, эта церковь была полностью достроена в 1867 году. А в 1869 году была куплена за 800 рублей серебром колокольня, которая была перевезена на лошадях силами самих крестьян. («Роль церковных архивов в изучении истории края» Ю. А. Карякин)

Церковнослужители Пятницкой церкви до 1917 г.

годсвященникдиакондьячок/псаломщик-1пономарь/псаломщик-2прочие церковные
1637Степан Петров
1646Андрей
1680Мина МихайловГерасим Яковлев
1715Григорий Трофимов-//-Герасим ГерасимовАфанасий Герасимов
1741Лев АфанасьевВасилий СтепановСтепан Кириллов
1757-//-Матвей Львов-//--//-
1761-//--//-Иван Анисимов-//-
1764-//--//--//-Александр Степанов
1774нетИлларион Васильев-//--//-
1777Андрей Григорьев-//-Семен ИвановИван Егоров
1790-//-нет-//-Николай Андреев
1795Николай ИвановВиктор Никитиннеизв-//-
1796Степан Степановнеизвнеизв-//-
1804-//-Матвей ИвановВасилий Семенов-//-
1808-//--//--//-Иван Алексеев
1811-//-Иван Матвеев-//--//-
1824-//--//--//-Ефим Иванов
1828Петр Иванов Платонов-Виноградов-//--//--//-
1832-//--//-Петр Иванов 1791 г.р.-//-
1834-//--//-Петр Иванов Фиников  1807 г.р.-//-
1841-//--//--//-Михаил Васильев Морозов
1847-//-Кирилл Васильев Березовский-//--//-
1859Алексей Михайлов Воронцов-//--//--//-
1860-//--//-Василий Ренский (1 год)-//-
1861-//--//-Петр Алексеев Орлов-//-
1874-//-Андрей Петров Морозов-//-Иван Иванов Карпов
1879-//--//--//--//-
1884Михаил Алексеев Воронцов-//--//--//-
1896Василий Дмитриев Архангельский (2)-//--//--//-Александра Кириллова Березовская
1903-//--//-Дмитрий Стефанов Холин-//-Анастасия Павловна Бухарева
1908-//--//-Сунгуров Арсений Арсеньев-//-
1914-//-Михаил Федоров Воронцов (1 год)-//--//-
1915-//-Василий Иванов Махаев-//--//-
1917-//--//--//--//-Вера Кириллова Морозова

Причт: священник, дьячок, пономарь.
С 1779 года — добавлена должность дьякона.
С 1896 года — добавлена должность второго священника.

Список
1. 1637-1643 гг. поп Степан Петров (межевание Сенежской волости).
2. 1646 г. поп Андрей (переписная книга Вохонской волости).
3. 1680 г. Мина Михайлов (межевание Вохонской волости).
4. 1715 г. Священник Григорий Трофимов 65 лет (1650 г.р.), его жена Авдотья Минина 50 лет (возможно, дочь прежнего священника). У них дети: дочери Пелагея 15 лет, Кирияна 12 лет, Авдотья 10 лет, сын Ларион, жена Лариона Аксинья Иванова.
◊ Дьячок Герасим Яковлев 70 лет, его жена Матрена Павлова 65 лет. У них дети Варфоломей 19 лет, Анна 15 лет, Иван 20 лет. У Ивана жена Марфа Иванова 20 лет у них дочери Анна 3 лет Ирина полугоду.
♦ Пономарь Герасим Герасимов 40 лет, у него жена Федосья Иванова 40 лет. У них дети: Фадей 5 лет, Марфа 3 лет, Марья 2 лет.
♦ Церковник Афанасий Герасимов 50 лет, у него жена Наталья Афанасьева 45 лет. У них дети Фока 10, Лев 5 (следующий священник), дочь Ирина 20 лет.(Переписная книга Куньевской волости).

Далее: по исповедным (1741, 1745, 1757, 1764, 1774, 1790, 1804, 1820, 1845, 1864 гг.), метрическим (1859-1918 гг.), клировым (1819, 1831, 1839, 1866, 1903 гг.) ведомостям и ревизским сказкам (1816, 1834, 1850, 1857 гг.). Должности даны так, как в исповедных и метрических книгах. Запись «до такого-то года» означает, что точный год начала или окончания нахождения в должности не установлен.

5. Священник (до 1741 — до 1774) Лев Афанасьев 35 лет, его жена Агафья Васильева 35 год. У них дети: Матвей 11 лет, Степанида 2 года. Отец его Афанасий Герасимов 83 года (на 1745 г.).

I. Дьякон (до 1757 — до 1774) Матвей Львов 28 лет, у него жена Параскева Васильева 26 лет, у них дети: Лев 3, Пелагея 1 (на 1757 г.).

II. Дьякон (до 1774 — до 1785) Илларион Васильев 21 год (обучался в Лаврской семинарии до 2 класса), его жена Пелагея Матвеева (дочь Матвея Львова) 20 лет (на 1774 г.).
На 1785 год Илларион Васильев (ум. 1828 г.) — священник Никитской, что на речке Дроздне церкви, проживает с женой, детьми: Матрона 18, Василий 15, Анна 12, Иван 10, Параскева 6, Федосья 3, Елена 2, с тестем Матвеем Львовым 78 лет и тещей Параскевой Васильевой 69 лет.
Дочери: Елена Илларионова — жена следующего священника Никитской церкви Василия Иванова, Параскева Илларионова (вдова) — просфорница при Никитской церкви, Татьяна Илларионова (вдова) и ее дочь Александра (проживавшие на Никитском погосте на 1834 г.).
Дочь священника Татиана Илларионовна была в замужестве за священником с. Починок Рязанской Губернии Георгием Матвеевым, 1833 году упомянута уже вдовою, дочь ее Александра Егоровна была в замужестве за священником Коломенского уезда, Иваном Григорьевым Добровым. Впоследствии вдова Александра Егоровна долгое время была просфорницею при местной церкви, там у своей тетушки Параскевы Илларионовны содержала и вырастила большую семью (с сайта Никитской церкви).

◊ Дьячок (до 1741 — до 1757) Василий Степанов 55 лет, его жена Параскева Кирилова 33. У них дети: Кирила, 18 Федор 15, Ирина 3.
На 1757 год: Вся семья определена в подушный оклад в крестьянство. У Кирилы 30 лет жена Евдокия Федорова 24 года. У них дети: Григорий 5, Матрена 1.

♦ Пономарь (до 1741 — до 1764) Стефан Кирилов 36 лет (1705 г.р.), его жена его Ирина Иванова 35 лет (вероятно, внучка дьячка 1715 г.). У них дети: Александр 8, Наталья 6, Устиния 3. Теща его Марфа Иванова 58, дочь ея Марфа Иванова 28 (на 1745 г.).
На 1757 год добавились дети: Никифор 11, Исай 6.

◊ Дьячок (1761 г.) Иван Анисимов (1721 г.р.), его жена Федосья Потапова 39 лет. У них дети: Семен 6, Ирина 11, Акилина 5 (на 1761 г.).

♦ Пономарь (до 1764 — до 1774) Александр Стефанов 25 лет (1743 г.р.), жена его Анна Васильева 26 (на 1764 г.).

В 1774 году в исповедной ведомости священник не значится, книга заполнена дьяконом.

♦ Пономарь Иван Егоров на 1777 г.

6. Священник (после 1774 — после 1790) Андрей Григорьев 66 лет (1724 г.р.), его жена Анна Григорьева 65 лет, дочь их Федосья 16 (на 1790 г.).

◊ Дьячок (до 1774 — до 1804) Семен Иванов 38 лет (1752 г.р.), его жена Авдотья Михайлова 40 лет. Их дети: Степан 14, Василий 7, Авдотья 6, Ефимия 2 (на 1790 г.).

7. Между 1790 и 1804 были: священник Николай Иванов (его вдова Параскева Андреева, их дети: Матвей 18 — обучается, Яков 15), и
III. Дьякон Виктор Никитин, его вдова Татьяна Николаева 25 лет, их сын Андрей 7 (на 1804 г.).

8. Священник (1796 — 1828) Стефан Стефанов 45 лет (род. 1759 — ум. 1833), в школах не обучался), его жена Мавра Спиридонова 44 года. Их дети: Георгий 11, Семен 5, Дарья 13, Мария 9 (на 1804 г.).
На 1820 г.: Священник вдов, живет один. Сыновья Семен 21, Петр 15 обучаются в Перервинской семинарии.

♦ Пономарь (до 1790 — до 1808) Николай Андреев 28 (1762 г.р., вероятно, сын прежнего священника), его жена Авдотья Иванова 26 лет. Их дети: Анна 5, Ефимия 3, Василий 1 (на 1790 г.).
На 1804 г. жена его Евдокия Иванова 40 лет. Их дети: Иван 11, Петр 8, Анна 13. Мать вдова Анна Григорьева 79 лет.

VI. Дьякон (до 1804 — до 1811) Матвей Иванов 58 лет (1746 г.р.) , его жена Агафья Ермилова 57 лет (на 1804 г.).
На 1816 г.: диакон (1811 — до 1847 г.) Иван Матвеев 44 года (1777 г.р.), его жена Евдокия Васильева 40 лет.

♦ Пономарь (1808 — 1824) Иван Алексеев 36 лет (1783 г.р., обучался в Московской Академии до 2 класса), его жена Ирина Карпова 40. Их дети: Матрона 12, Надежда 10, Марфа 8, Ефимий 4, Петр 3 (на 1820 г.).

◊ Дьячок (1811 — 1832) Василий Семенов 20 лет (1784 г.р.) сын прошлого дьячка, в школах не обучался, диакону двоюродный брат: возможно, Матвей Иванов и Василий Иванов — братья). Мать его вдова Евдокия Михайлова 52 года, ее дочь Ефимия 16 (на 1804 г.).
На 1820 г.: Дьячка жена Елизавета Стефанова 31 г. Его дети: София 12, Евдокия 10, Кирилл 7, Марфа 3.
На 1834 год находится без места.

♦ Пономарь (1824 — до 1845) Ефим Иванов (1815 г.р., в школах не обучался), проживает с матерью вдовой Ириной Карповой и братом Петром 18 лет, исключенным из Перервинского уездного училища. и с сестрой Натальей 8 лет (возраст на 1831 г.).

9. Священник (1828 — 1859) Петр Иванов Платонов-Виноградов (1797 г.р., сын священника, обучался в Московской Духовной Академии) 37 лет, его жена Евдокия Михайлова 26 лет. Их дети: Анна 4, Мария 3, Алексей 1, Анна 0,5 (возраст на 1834 г.).
Дети на 1845 г: предыдущие, кроме мл. Анны, Пелагея 10, Илларион 8, Иван 6.

◊ В должности дьячка (1832 — 1834) запрещенный священник Петр Иванов 43 года (1791 г.р.), его жена Дарья Федорова 37 лет. Их дети: Василий 14, Дмитрий 13, Матвей 11 обучаются в Звениг. уч., Константин 4, Федор 1м, Елена 17, Мария 3 (на 1834 г.).

◊ Дьячок (1834 — 1859) Петр Иванов Фиников 27 лет (1807 г.р., сын пономаря, исключенный из Перервинского училища в 1831 г.), у него жена Пелагея Антипова 27 лет, дочь Анна 6. Мать Ирина Карпова 58 лет живет на пропитании брата, московского мещанина Максима Карпова, на дочь Наталью 18 лет получает от попечительства 36 р/год (на 1839 г.).
На 1857 г.: проживает только с детьми: Анна 17, Матрона 13, Пелагея 10 и сестрой Натальей 39 лет.

♦ Пономарь (1841 — 1879) Михаил Васильев Морозов 55 лет (1817 г.р-1894 г.с., сын дьячка, исключен из низшего отделения Московской Духовной Семинарии), его жена Параскева Стефанова 50 года. У них дети: Павел 11, Михаил 18, Александра 13, Наталия 9, Пелагея 2, Матрона 1 мес. Мать вдова Мавра Тимофеева 60 лет (на 1857 г.).
На 1869 год проживает с женой и детьми: Михаил 18, Матрена 12, Татьяна 8, Алексей 6. (Алексей с 1888 года священник церкви с. Савино).

V. Дьякон (1847 — до 1874) года Кирилл Васильев Березовский (1815 г.р., сын дьячка (9), исключен из среднего отделения Московской Духовной Семинарии) 55 лет, его жена Ольга Семенова 45 лет. У них дети: Петр 20, Вера 17, Надежда 14, Любовь 12, Александра 8, Иван 4, Василий 1 (на 1869 г.) С ним проживает мать Елизавета Стефанова 67 лет (на 1864 г.).

10. Священник (1859 — 1882) Алексей Михайлов Воронцов (род. 1834 — ум. 1884), сын дьячка, обучался в Московской Духовной Семинарии) 35 лет, его жена Пелагея Петрова (дочь прежнего священника). У них сын Михаил 7. С ними проживает теща Авдотья Михайлова 60 лет (на 1869 г.).

◊ В должности дьячка (1860) запрещенный священник Василий Ренский.

◊ Дьячок/псаломщик (1861-1903) Петр Алексеев Орлов (1829 г.р., сын пономаря, исключен из низшего отделения Звенигородского Духовного училища) 40 лет, его жена Ольга Николаева 39. У них дети: Иван 10, Авдотья 6, Петр 3. Его отец Алексей Иванов 70 (на 1869 г.). В 1862 году у Петра Орлова в одно время умерли от скарлатины три дочери (9, 5 и 1 год).

VI. Диакон (1874 — 1914) Андрей Петров Морозов 57 лет (1846 г.р., из Калужской губернии, сын дьякона, обучался в Калужской Духовной семинарии, состоял в Московском Синодальном хоре), его жена Вера Кириллова 52 года. У них дети: Моисей 25 лет (уволен из 4 класса Заиконоспасского Духовного училища), Антонин 20 лет (обучается в Московской Духовной Семинарии), Зиновия 29 лет (просфорница при храме в с. Савостьяново), София 27 лет, Фелицата 17 лет, Пелагея 16 лет, Александра 12 лет, обучается в Московском Епархиальном Филаретовском женском училище (на 1903 г.).

♦ Псаломщик (1879 — после 1919) Иван Иванов Карпов 47 лет (1856 г.р., сын дьячка, окончил курс в Донском духовном училище), его жена Татьяна Михайлова 42 года. У них дети: Капитолина 22, Наталья 21, Мария 17, Елизавета 15, Александра 12, Юлия 10, Ольга 7. Мария и Александра обучаются в Московском Епархиальном Филаретовском женском училище (на 1903 г.).

11. Священник (1884 — после 1926) Михаил Алексеев Воронцов 41 год (1862 г.р., сын прежнего священника, окончил Московскую Духовную Семинарию), его жена Серафима Иванова 39 лет. У них сын Алексей 18 лет, обучается в Московской Духовной Академии (на 1903 г.).

12. Священник второй (1896 — после 1933) Василий Дмитриев Архангельский 35 лет (1868 г.р., сын псаломщика, окончил Московскую Духовную Семинарию). У него дети: Павел 10 лет, обучается в Перервинском Духовном училище, Дмитрий 5 лет. Мать вдова Пелагея Иванова 55 лет (на 1903 г.). Отец Василия Архангельского служил псаломщиком Иоанно-Предтеченской церкви г. Коломны.

♦ Просфорница с 1896 г. Александра Кириллова Березовская 41 год (1862 г.р., дочь-девица умершего диакона Кирилла Васильева Березовского, на 1903 г.).

♦ Просфорница с 1898 г. Анастасия Павловна Бухарева 50 лет (1853 г.р., вдова священника с. Кунцева, на 1903 г.).

♦ Псаломщик (1903 — 1907) Дмитрий Стефанов Холин 34 года (1869 г.р., обучался в Спасо-Вифанской Духовной Академии), его жена Елена Васильева 33 года. У них дети: Александр 13 (обучается в Звенигородском духовном училище), Ольга 9, Анна 7, Иван 4, Павел 3 (на 1903 г.).

♦ Псаломщик (1908 — 1919) Сунгуров Арсений Арсеньев (1872 г.р.), его жена Сунгурова Мария Васильева 45 лет (на 1917 г.).

VII. Дьякон (1914 — 1915) Михаил Федоров Воронцов 1883 г.р., его жена Александра Андреева (дочь Андрея Морозова).

VIII. Дьякон (1915 — после 1919) Василий Иванов Махаев, 1880 г.р., его жена Махаева Клавдия Иванова 32 года (на 1917 г.).

♦ Просфорница Вера Кириллова Морозова 64 года, вдова Андрея Морозова, дочь Кирилла Березовского (на 1917 г.).

Скворцов Осип Михайлов 52 года (на погосте имеет работу), его жена Скворцова Екатерина Никитина 52 года, их дети Сергей 24 года, Василий 21 год (на 1917 г.).

Архивы

Все права защищены; 2021 Дрезна-истоки