Дрезна-истоки

ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ

ДРЕЗНА-ИСТОКИ

Гусляцкая церковь в Дрезне

Аникина М. В.

27.08.2020

Источник: ОЗГИКМ, 1950-е годы

«Гусляцкая церковь» — народное название старообрядческого храма, появившегося в 1908 году неподалеку от Дрезненской прядильно-ткацкой фабрики, на правом берегу реки Дрезны.

Значило ли это название, что в приходе церкви состояли преимущественно выходцы из волостей, что раньше относились к Гуслицам, или же местные жители называли гусляками вообще всех старообрядцев – теперь уже сложно сказать. Но перелистывая страницы метрических книг дрезненской старообрядческой общины за 1908-1916 годы, можно убедиться, что из деревень, традиционно называемых гуслицкими – Беливо, Смолёво, Заволенье, Авсюнино, Куровская и т.д. – прихожан, проживавших тогда в пос. Дрезна, имелось значительное количество, были также верующие из Зуевской и Кудыкинской волостей, кроме того, посещали храм местные старообрядцы из деревень Коровино, Остров, Козлово.

В совет старообрядческой общины входили служащие дрезненской фабрики т-ва Зимина – приказчик Г. И. Голубев, конторщик И. А. Осипов и другие, председателем совета был главный бухгалтер Н. И. Пирогов. Члены совета ежемесячно расписывались в метрической книге. С момента основания церкви священником при ней был Григорий Семенович Зубрилин из деревни Коровино. Местом жительства семьи о. Григория в 1911 году в метрической книге в записи о рождении сына указан дом Кондакова в поселке Дрезна.

Фрагмент страницы метрической книги
Фрагмент страницы метрической книги

В сети Интернет несложно отыскать фотоснимок дрезненского старообрядческого храма из журнала «Церковь» от 26 июля 1909 года. Тем удивительнее, что весьма обстоятельная заметка, сопровождающая эту фотографию, осталась без внимания. Следует восполнить это пробел, напомнив, что писал тогда о дрезненском храме Степан Алексеев, автор ряда газетных статей и очерков о старообрядчестве.

Из журнала Церковь от 26 июля 1909 г.

Дрезненская старообрядческая община

Следствием Высочайшего указа 17 апреля 1905 г. и манифеста 17 октября 1906 г. между старообрядцами Белокриницкой иерархии, проживающими на фабрике т-ва Зуевской мануфактуры И.Н. Зимина при ст. Дрезна в Московской губернии, Богородском уезде, Теренинской волости, возникла неотступная нужда устроить общину и соорудить храм, т.к. до того времени собирались для молитвы в небольшом наемном помещении, вместимость коего была настолько мала, что совершение литургии было почти невозможным, размер помещения 9х9 аршин не вмещал всех молящихся прихожан, число которых доходило иногда до 500 чел. Местное население кругом принадлежит к господствующей церкви, так что старообрядцы исключительно сторонние, пришлые, работающие на фабрике Зимина, исключая 3-4 семьи постоянных жителей поселка Дрезна и Савостьянова. Устройство общины являлось возможным, в постройке же храма являлось затруднение: недостаток средств. Но стремление к благому делу было настолько сильно, что пришлось с благословения преосвященного Иоанна, архиепископа московского, обратиться к добрым людям за помощью. Просьбы прихожан не остались без отклика, крупными жертвователями явились господа Зимины, пожертвовавшие наличными 2000 руб., П. И. Милованова пожертвовала кирпич для фундамента, «Вогау и К» пожертвовал цемент; зуевское старообрядческое общество принесло в дар здание старого молитвенного дома с иконостасом.

В 1907 году 27 июня арендовали у крестьян деревни Рудиной землю под постройку храма в местности, называемой «Расчистка заповедника», близ самой фабрики (в настоящее время эта земля в собственности т-ва Зимина).

18-го июля этого же года постановлением московского губернского правления зарегистрирована община под названием «Дрезненская старообрядческая община». 29-го августа состоялось первое собрание членов-учредителей, на котором избран совет общины, в состав коего вошли: Пирогов Ник. Ив. (председатель), Голубев Гр. Ив., Осипов Ив. Арт., Давыдов Вас. Ион. и кандидатом Стальнов Афан. Сер. Доверенными лицами для поверки отчетности общины: Адамов Иос. Пар., Кутузов Ерм. Влас. и кандидатом Дергунов Ник. Тим.

7-го октября происходило освящение места и закладка фундамента храма. К Пасхе 1908 года храм был окончательно отделан.

В 1908 году, 26 апреля, накануне дня освящения храма, община неожиданно получила в дар «колокольный звон», пожертвованный Арсением Ив. Морозовым, что вызвало величайшую радость между прихожанами.

27 апреля состоялось торжество освящения престола и храма во имя святые мученицы Прасковии, нарицаемыя Пятницы; торжественное богослужение совершалось преосвященным архиепископом московским Иоанном в служении 4-х священников и двух диаконов с певчими глуховского и дулевского хоров.

6 июля избран и губернским правлением утвержден постоянный священник о. Григорий Зубрилин, уроженец дер. Коровиной, Теренинской волости, Богородского уезда, и с того же дня введены согласно Высочайшего указа 17-го октября метрические книги.

10-го августа на средства т-ва Зуевской м-ры И. Н. Зимина общиной приобретено у причта Параскеевской что у речки Березовки церкви место под старообрядческое кладбище в 1,5-верстном расстоянии от храма.

В настоящее время община насчитывает до 500 прихожан. Внутренность храма благолепно отделана. Организован хор певчих под управлением регента Крылова, сумевшего за короткое время поставить образцовый по красоте пения и порядку любительский хор крюкового пения.

На деле организования общины, постройки храма и т.д. много потрудился Н. И. Пирогов (председатель общины).

Старообрядческая церковь находилась приблизительно на месте, где ещё не так давно располагалась карусель на территории дрезненского парка. На редких фотографиях старого времени это место вполне узнаваемо.

Фото предоставлено А. В. Жировым. Вид со стадиона, 1953-1954 годы
Источник: ОЗГИКМ, 1912 г.

Об отце Григории (по материалам из книги В. С. Лизунова «Старообрядческая Палестина», 1992 г.и., с сайта Богородск-Ногинск)

Священник Григорий Семенович Зубрилин родился в 1858 г. в деревне Коровино. Коровинская старообрядческая община, официально зарегистрированная в 1910 г., была одной из крупнейших в уезде и нелегально существовала издревле.

Григорий Зубрилин обладал красивым голосом, пел в церковном хоре, стал стихарным, а затем диаконом. В Дрезненском старообрядческом храме он прослужил с момента его основания до закрытия. Среднего роста, с окладистой бородой, с серыми глазами, излучавшими доброту, священник располагал к себе прихожан. Жил он в деревянном одноэтажном доме. Жена Мария Михайловна умерла в 1929 г., и ему пришлось одному растить трех сыновей и трех дочерей. Тремя годами раньше батюшка взял на воспитание детей старшего сына Зиновия — слепую внучку Ира иду и горбатого внука Сашу. Обязанности хозяйки в доме выполняла старшая дочь Татьяна. На полях сражений Великой Отечественной войны погибли сын священника Николай и внук Григорий.

Все, кто знал отца Григория, подчеркивали, что он был добр и бескорыстен. В храме крестил, венчал и отпевал мирян бесплатно. Жила большая поповская семья бедно. Зная это, прихожане приносили в дом священника картошку, молоко, овощи, кто что мог. Они любили своего пастыря, и он любил ближнего, особенно детей. Встречая их на улице, каждого гладил по головке и угощал сладостями.

Он никогда не болел, до последних лет жизни сохранял легкую походку, хотя и прибегал к помощи палочки. Его друзьями и задушевными собеседниками были старообрядцы — кучер местной больницы Г. Г. Потемкин, уставщик храма Л. В. Макеев, певчий А. Ф. Поздняков, а также священники из Павловского Посада Даниил Березин и Степан Чертихин. В последние годы жизни, читая Евангелие, отец Григорий, не стесняясь, плакал, объясняя это предчувствием кровопролитной войны.

В начале тридцатых волна погромов и разрушений докатилась и до Дрезны. Однажды вооруженные представители местной власти пришли в дом отца Григория, чтобы арестовать его. Старший, с наганом в руке, вывел батюшку с детьми и внуками во двор и приказал всем встать к воротам. «Сними крест! — кричал он, угрожая оружием. — Не сниму, — ответил священник, — стреляй в святой крест». «Ты фашист! — закричала комиссару слепая внучка Ираида, вцепившись намертво в деда. На шум к дому подоспели прихожане. Они не позволили карательной команде арестовать пастыря и надругаться над ним и его семейством. С угрожающими возгласами «Что вы делаете, нехристи, зачем забираете убогих, слепых и горбатых!» толпа двинулась на пришедших и отбила священника и его детей.

Дрезненцы не позволили закрыть и опечатать храм, и отец Григорий продолжал в нем служить. Но местные власти лишили священника и его детей гражданских прав, они стали лишенцами. Через полгода в дом нагрянула комиссия по раскулачиванию, но, кроме церковных книг, икон и походной церкви, ничего не нашла. В бедной семье поживиться было нечем. Так и уехали с пустыми руками.

Преследования лишенца отца Григория и его семьи продолжались, и тогда он принял смелое и для многих неожиданное решение — поехал на прием к самому М. И. Калинину. Очередь к Всесоюзному старосте была огромной, но преклонного возраста священник выстоял. «Садитесь, — вежливо предложил Михаил Иванович. — Нет, сынок, я постою. — Я вам товарищ, а не сынок, — поправил батюшку М. И. Калинин. — Я говорю языком русского старца. Власть человеку дается Богом, а вы представитель высшей Советской власти. Ежели бы вы пришли в мой храм, вы бы там не сидели, а стояли, потому что храм — святое место. Потому и я в вашем кабинете не стану садиться, а постою». Затем отец Григорий выложил М. И. Калинину свою душевную накипь. Он рассказал о своем горьком детстве, как в молодые годы содержал восьмерых сестер, описал издевательства над ним и его большим семейством. «Вы в общине состоите? — спросил М. И. Калинин. — Состою и возглавляю приход. Позвольте, Михаил Иванович, дослужить в храме, мне до смертного часа осталась самая малость». Калинин молча взял лист гербовой бумаги и написал на нем слова, разрешающие Г. С. Зубрилину продолжать службу в Дрезненском старообрядческом храме.

Местная власть вынуждена была подчиниться высокому указу. Отец Григорий почил 10 июня 1941 г., за полторы недели до начала войны, которую предвещало его чуткое сердце. В дни прощания и похорон ворота поповского дома не закрывались. Многие жители приходили проститься с честным человеком и любимым священником. Вскоре церковь, где служил отец Григорий, закрыли.

Впоследствии храм переоборудовали под жилищные нужды, в нем располагалось мужское общежитие. Через некоторое время жильцов расселили, само же здание бывшей церкви, уже некрепкое, обветшалое — оставалось заброшенным, а в 1956 году было разобрано на бревна.

Архивы

Все права защищены; 2024 Дрезна-истоки