Дрезна-истоки

ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ

ДРЕЗНА-ИСТОКИ

ВОВ. Кондратов Тимофей Алексеевич, 1921 г.р. Юркино

Кондратов Тимофей Алексеевич

Фотокарточку нашего земляка, Тимофея Алексеевича, нам удалось найти в музее, посвященном истории подводных сил России им. А.И. Маринеско.

Маринеско Александр Иванович — командир подводной лодки С-13 с апреля 1943 г. На этой подводной лодке служил в звании краснофлотца, затем старшего краснофлотца, в должности кока Кондратов Тимофей Алексеевич.

Номер 13 в данном случае оказался счастливым, ведь предыдущие 12 подводных лодок во время Великой Отечественной Войны были уничтожены противником: одни «Эски» были потоплены в результате попадания снарядов, другие подорвались на минах, есть даже подводная лодка (С-12), пропавшая без вести.

Кроме того, легендарная С-13 занимает первое место в советском флоте по суммарному тоннажу потопленных вражеских кораблей во время Великой Отечественной войны.

Служба на подводной лодке считается одной из самых сложных, ведь во время боевых походов экипаж находится в замкнутом пространстве на протяжении до 30-40 дней, строго в своих отсеках. Камбуз — место на подводной лодке, предназначенное для приготовления пищи. На подлодке типа «С» — камбуз совсем небольшой, примерно 2х2 м. Кроме того, неподалеку от камбуза находилось помещение буфета, а запасы воды и продовольствия располагались в различных местах субмарины.

Кок на подлодке — должность очень ответственная, помимо навыков приготовления пищи, морской повар должен четко уметь рассчитать по заранее составленному меню количество продуктов, которое необходимо запасти перед выходом в море, исходя из предполагаемой длительности похода. Надо ли говорить, что от того, как в автономных условиях похода питается команда, в немалой степени зависит и военный успех предприятия. Как и любой член экипажа на подводной лодке, кок должен быть физически выносливым, психически устойчивым, не иметь боязни замкнутых пространств, выполнять любые приказы командира.

Тимофей Алексеевич родился в Юркино, в семье Кондратова Алексея Никитича в 1921 году. Закончил 4 класса Юркинской школы, после чего продолжил обучение в Дрезне. Известно, что до армии Тимофей работал в колхозе.

Буквально на днях появились новые данные на сайте «Память Народа» по призывникам Орехово-Зуевского горвоенкомата. 29 сентября 1940 года Кондратов Тимофей Алексеевич и ещё несколько молодых людей из Орехово-Зуевского района (например, Аникин Василий Никифорович 1921 г.р. из д. Горбачиха) были направлены для прохождения службы на Балтийский флот. Для призывников на флот предъявлялись более строгие требования, чем для армии. Это и физические параметры, и более узкая категория годности по здоровью. Психологический отбор, который существует сейчас для призывников, в те годы наверняка тоже имел место, но в несколько иной форме — сама комиссия в процессе общения с потенциальным моряком выявляла черты его характера, уровень кругозора, оценивала дисциплинированность, мотивацию, надежность и принимала решение — годен молодой человек для флота, или же туда ему идти не стоит.

Надо сказать, что с 1939 года, по новому закону о всеобщей воинской обязанности, срочная служба на флоте составляла 5 лет. Поэтому матери и другие родственники, прощаясь с будущими моряками в 1940-м, были готовы к долгому расставанию на 5 лет, но не подозревали о том, какие тяжкие испытания в скором времени лягут на плечи вчерашних мальчишек.

фото Тимофея Алексеевича, найденное в соц. сети.

На бескозырке Тимофея надпись: (Воен.) мор. училище связи.

Что это за училище? Как он в нем оказался? Какой это год? Много вопросов, и пока они, к сожалению, без ответа. Но можно предположить, что к лету 1941 года молодые призывники, отслужившие на кораблях меньше года, были не готовы к условиям настоящей войны и поэтому были распределены на курсы при морских учебных заведениях, где в экспресс-режиме доводили подготовку моряков для нужд флота в условиях военного времени. Ленты на бескозырке с подобной надписью существовали в Военно-морском училище связи имени Г. К. Орджоникидзе (в послевоенное время было преобразовано в Военно-морской институт радиоэлектроники им. А.С. Попова).

В октябре 1942 году Тимофей Алексеевич получает награду: орден «Красная Звезда».

Наградной лист на кока подводной лодки С-13 Бригады подводных лодок КБФ краснофлотца Кондратова Тимофея Алексеевича.

Год рождения 1921, Русский, рабочий, чл. ВЛКСМ.

Изложение боевого подвига или заслуги.

За время боевого похода отлично обеспечил личный состав подводной лодки питанием. В условиях строгой экономии электроэнергии сократил время приготовления пищи в два раза.

При потоплении транспорта противника артиллерией отлично выполнял обязанности артрасчета. Обеспечил в боевом походе командованию ПЛ потопление 3-х вражеских транспортов противника общим водоизмещением 25000 тонн.

За проявленное мужество и стойкость достоин правительственной награды «Красная Звезда».

В 1943 году Кондратов Т. А. удостоен медали «За оборону Ленинграда» в составе 1 дивизиона подлодок КБФ. Наградной лист на сайте «Память Народа» не опубликован.

В ноябре 1944 г. Тимофей Алексеевич награжден медалью Нахимова (в представлении к награде командир Маринеско указал медаль Ушакова)

Наградной лист. Кок подводной лодки С-13 бригады подводных лодок КБФ. старший краснофлотец Кондратов Тимофей Алексеевич.

Краткое изложение боевого подвига или заслуги.

Старший краснофлотец Кондратов Т. А. за боевой поход длительностью 42 суток показал себя стойким мужественным краснофлотцем. На протяжении всего похода обеспечивал команду вкусными обедами, камбуз содержал в отличном состоянии.

Примечание: по техническим данным автономность данного типа лодок составляла 30 суток.

В феврале 1945 года — Тимофею Алексеевичу присуждена очередная награда, орден Отечественной войны II степени.

Краткое изложение боевого подвига или заслуги.

За время боевого похода длительностью 37 суток в тяжелых зимних условиях старший краснофлотец Кондратов проявил себя смелым стойким и мужественным воином. Несмотря на большие штормы, своевременно обеспечивал личный состав отлично приготовленной пищей, тем самым способствовал потоплению легкого крейсера и лайнера противника водоизмещением 20 тыс. тонн.

Изображение к фильму «Самые страшные мировые морские катастрофы» National Geographic, об атаке С-13

Лайнер противника, о котором написано в наградном листе, назвался «Wilhelm Gustloff». Это германский 10-ти палубный пассажирский круизный лайнер, один из крупнейших в то время пассажирских судов. Во время войны лайнер использовался Германией для военных нужд — в частности, служил плавучей казармой школы подводников. Уничтожение этого лайнера подлодкой С-13 в советской истории называют «атакой века». На немецком лайнере погибло по разным оценкам от 6 до 8 тысяч человек, в том числе около тысячи немецких подводников — офицеров и курсантов.

Вторым вражеским транспортом, упомянутым в наградном листе, было немецкое транспортное судно «General Steuben» (Маринеско идентифицировал его как легкий крейсер). После атаки корабль затонул, погибло более 3000 человек.

Есть современники, которые считают, что действия Маринеско не соответствуют нормам военной практики и из-за его действий по уничтожению лайнера и транспортного судна в январе-феврале 1945 года были загублены жизни сотен мирных жителей и раненых немецких военных. Однако обвинения эти беспочвенны. Уничтоженные немецкие корабли использовались для военных целей, имели на борту военные подразделения и вооружение, не были обозначены знаком Красного креста, и ничто не говорило о том, что на них находятся раненые или беженцы. А потому не стоит ни на секунду сомневаться, что экипаж С-13 с командиром Маринеско выполнил свою военную задачу должным образом.

Памятники экипажу подводной лодки С-13 находятся в Кронштадте, в Одессе (родина А. И. Маринеско), в Михайловске (Ставропольский край). А на территории Нижегородского кремля можно увидеть рубку подводной лодки С-13 в память о том, что эту легендарную ПЛ изготовили на нижегородском заводе «Красное Сормово».

До сих пор жив один член экипажа знаменитой субмарины, служивший юнгой на С-13, Михаил Золотарев, ныне проживающий в Израиле.

После возвращения с войны Тимофей Алексеевич обзавелся семьей и уехал из Юркино на родину жены, в город Шахтерск Донецкой области. Там он работал и вырастил двоих детей. В 1990-х годах Тимофей Алексеевич неожиданно оказался гражданином другой страны — Украины.

Кондратов Тимофей Алексеевич ушел из жизни в 1994 году.

Сейчас, в это неспокойное время, в Донецкой республике, в городе Шахтерске, проживают потомки Кондратова Т.А.

Известно, что у Тимофея было два младших брата, которые также пошли служить на флот. Иван Алексеевич 1927 г.р. был призван на службу в октябре 1944 года и до апреля 1951 года находился во флоте, участвовал в экспедиции по Северному морскому пути от Ленинграда до Владивостока. Брат Виктор служил на Балтике, занимался в том числе обезвреживанием акватории от неразорвавшихся мин, оставшихся после войны.

Кондратовы Иван и Виктор

Источники

  1. Музей Юркинской школы, руководитель Ионова Елена Николаевна
  2. Музей истории подводных сил России имени А. И. Маринеско
  3. сайт «Память Народа»
  4. сайт Википедия
  5. Фотографии из сети Интернет, в т.ч. из соц. сетей

Интересные публикации о подводной лодке С-13 и ее экипаже.

Подвиг «Тринадцатой», Виктор Гетманов

Интервью с Михаилом Золотаревым, юнгой на С -13 (видео)

«Атака века» подводной лодки «С-13», А. Г. Перловский

Капитан дальнего плавания, А. А. Крон

Геннадий Зеленцов, рулевой-сигнальщик подводной лодки С-13

Все права защищены; 2020 Дрезна-истоки