Воспоминания Новикова В.С., комсомольца 20-х годов
Рукопись. Дата не проставлена.
Всё дальше и дальше уходят годы моей комсомольской работы, дни юности, когда приходилось мало спать, не знать отдыха, почти всё свободное время отдавать комсомолу, организации труда, быта, учёбы молодёжи. Об этих днях жизни комсомольской организации Дрезненской фабрики за первое десятилетие мне и хотелось рассказать.
В октябре 1917 года бюро Дрезненской партийной организации предложило группе молодых инициативных рабочих организовать союз молодёжи. В эту группу вошли И. Родин, В. Фролов, С. Сидорин, Н. Кабанов, Л. Поликанин, В. Колганов, Т. Львов. Группа проводила беседы с рабочей молодёжью и призывала её организоваться в юношеский союз. Вскоре было решено собрать собрание рабочей молодёжи фабрики.
Более трёхсот молодых рабочих Дрезненской фабрики 15 ноября 1917 года пришли на своё первое молодёжное собрание, которое состоялось в помещении вновь открывшейся семилетней школы – в доме бывшей дачи Зимина. На стенах зала развешаны лозунги, призывающие юношей и девушек вступать в союз молодёжи.
Собрание открывает член инициативной группы Василий Колганов. С докладом о текущем моменте выступил член партбюро молодой коммунист И.Д. Родин.
– Только объединившись под руководством партии в единую организацию, молодёжь станет реальной силой в борьбе за наше светлое будущее, – так закончил т. Родин под аплодисменты всего зала своё выступление.
Участники собрания горячо поддержали идею создания юношеского союза.
Крупный спор, имевший принципиальный характер, разгорелся при обсуждении вопроса о названии союза. И это естественно, так как название определяло содержание и направление деятельности юношеской организации. Вопрос стоял так: быть ли союзу боевой политической организацией, или он должен заниматься только культурно-просветительной работой.
Выступившие по этому вопросу И. Родин, В. Фролов, С. Сидорин и В. Колганов предлагали назвать юношескую организацию «Социалистический союз молодёжи III Интернационала». Такое название отражало цели и задачи союза, то есть борьбу вместе со всем рабочим классом за социалистическое переустройство общества.
Другие товарищи – И. Львов, П. Карасев, Л. Поликанин – выступили против этого названия. Они заявили, что слова «социалистический» и «III Интернационал» придают союзу не тот характер, который должен быть свойственен юношеской организации. Они пугали тем, что, дескать, такое название неизбежно оттолкнёт молодёжь от союза и предлагали своё название, «Дрезненский союз молодёжи». Они пытались таким образом выхолостить политическую сущность юношеской организации.
Вопрос был поставлен на голосование. Большинством голосов прошло предложение: принять название «Социалистический союз молодёжи III Интернационала».
Запись производилась тут же в зале. Всего записалось 314 человек. Избрали комитет союза, куда вошли председателем В. Колганов, заместителем председателя И. Родин, секретарём Н. Кабанов, членами С. Коржаков и В. Нестеров.
Каждый, кто приобщился к делам молодёжного коллектива, получал листок. Там стояла фамилия, имя и отчество владельца билета, возраст и круглая печать новой организации. Фиолетовые буквы чётко врезались в белизну бумаги: «Социалистический союз молодёжи III Интернационала при Дрезненской фабрике». Рядом – дата создание союза – 15 ноября 1917 года.
Союз в начале своей деятельности уделял большое внимание организации культурно-просветительной работы. С этой целью были организованы кружки: драматический, танцевальный, кройки и шитья, струнный оркестр.
Одновременно часть членов союза проводила доклады и беседы, читки газет среди молодёжи и взрослых рабочих, разъясняла положение в стране.
На собрании членов союза молодёжи в феврале 1918 года обсуждался вопрос о строительстве летнего театра. Было вынесено решение приступить к строительству театра силами молодёжи в нерабочее время.
В половине апреля приступили к строительству, которое закончилось к 20 июня того же года. Трудились вечерами после окончания работы по 4 часа в сутки.
Всего было занято свыше 100 человек. 25 июня состоялось открытие театра, где драматический кружок поставил постановку «Без вины виноватые» А. Островского.
Правда, со строительством этого театра получился казус. Он простоял недолго – всего один сезон, и зимою 1919 года от больших ветров развалился. Но дело заключалось не в этом, а в том, что его построили без затраты средств, силами молодёжи, в то время, когда ещё разговоров о субботниках не было.
Для борьбы с контрреволюцией по заданию Богородского уездного комитета большевиков в конце 1917 года при нашей фабрике организовался отряд красногвардейцев, в который входили коммунисты и комсомольцы.
Красногвардейцы Дрезны выполняли наиболее ответственные задания Богородского уездного комитета большевиков. Наш отряд летом 1918 года был направлен в Павловский Посад для подавления эсеровского восстания, которое красногвардейцы быстро ликвидировали.
Немного позже красногвардейский отряд получил новое задание – подавить контрреволюционный мятеж в Наро-Фоминске, Московской губернии. И ещё позже красногвардейцы принимали участие в подавлении кулацкого восстания в Ильинском погосте Егорьевского уезда. Затем наши красногвардейцы участвовали в подавлении вспышки кулачества в деревне Большое Кишнево и в боях с белогвардейской бандой Изюмова, действовавшей в то время в Фёдоровской волости.
В феврале 1918 года, когда наступление немецких войск поставило под удар молодую, ещё не окрепшую Советскую республику, в Москве было создано два коммунистических полка, куда добровольно уехали наши двадцать пять молодых красногвардейцев. Они защищали кровное дело революции на юге и на Дону.
Вот и 29 октября 1918 года. Первый Всероссийский съезд союзов молодёжи. На нём присутствовал и делегат от Дрезненского союза молодёжи. Его возвращения очень ждали на фабрике. Правда, по-разному. Одни стремились приобщиться к идеям только что созданного Российского Коммунистического союза молодёжи, другие мучились обыкновенным мещанским любопытством: «А что-то будет дальше?»
Наконец, делегат прибыл. 10 ноября созывается общее собрание. Рабочий клуб плотно набит: пришло около 500 членов союза.
Собрание открывается. Доклад о Всероссийском съезде союзов молодёжи делает делегат съезда Василий Колганов. Доклад хороший, обстоятельный. Заканчивает он его словами, что союз молодёжи должен стать Коммунистическим.
Доклад вызвал много вопросов. Присутствующие расспрашивали докладчика о том, как проходил съезд, много ли было делегатов, был ли на съезде Ленин.
В прениях выступили В. Фролов, Т. Львов, С. Сидорин, Н. Родин, они говорили о необходимости одобрить решение съезда. «Даёшь Коммунистический!» – таков лозунг отважных.
Собрание единодушно одобрило принятую съездом программу, в которой говорилось, что союз молодёжи солидарен с Российской Коммунистической партией (большевиков) и ставит своей целью распространение идей коммунизма и вовлечение рабочей и крестьянской молодёжи в активное строительство Советской России.
Объявляется о роспуске социалистического союза молодёжи, о переходе молодёжи под Коммунистическое знамя. Назначена перерегистрация членов союза рабочей молодёжи.
На 20 ноября должно состояться первое собрание уже членов Российского Коммунистического союза молодёжи. Сколько струсят? Сколько порвут с организацией?
Из 500 членов на перерегистрацию явился 181 человек. Это неплохо для начала.
Собрание членов РКСМ заслушало доклад об итогах перерегистрации и избрало руководящий орган.
В марте 1919 года у нас на фабрике формируется комсомольский продотряд из добровольцев, куда записалось 35 человек.
Начальником отряда назначили И.А. Григорьева.
Этот отряд до мая 1922 года в Ельце, Пензе, Харькове, Полтаве и Прилуках вёл беспощадную борьбу с кулачеством – ярым врагом социализма, которое отказывалось в то время продавать советскому государству хлеб, организовывало контрреволюционные мятежи, поддерживало белогвардейцев, пыталось затормозить революционные преобразования в деревне.
Когда положение на фронтах становилось особенно напряжённым, Центральный Комитет РКСМ объявил первую Всероссийскую мобилизацию комсомольцев. Это было в мае 1919 года.
Призыв Центрального Комитета РКСМ вызвал горячий энтузиазм дрезненских комсомольцев. У меня остался в памяти один из майских дней этого года, когда проходило собрание, посвящённое комсомольскому призыву. На нём выступил комсомолец Львов Тимофей. Он говорил сжато и ясно:
– Колчак захватил сибирский хлеб, отнял уральские заводы. Партия зовёт нас в бой. Я иду добровольцем. Кто следующий?
Один за другим выходили комсомольцы на трибуну и записывались добровольцами. В тот же день они выехали на фронт.
В рядах защитников молодой Советской республики был и комсомольский актив в лице В. Фролова, В. Сидорина, В. Нестерова, И. Бурова, И. Махалкина и др. Многие из тех, кто ушли добровольцами, не вернулись обратно. Под Краснодаром попал в руки бандитов Деникина Тимофей Львов, где-то на Урале погиб смертью храбрых Сергей Сидорин. В битве с Колчаком сложил голову Вася Фролов.
На Южном фронте шла слава об одном советском бронепоезде, о его дерзких налётах на врага говорили повсюду. Он был грозой для Деникина и Врангеля. Командиром поезда был молодой коммунист Иван Васильевич Кузьмин, а почти весь экипаж состоял из комсомольцев нашей фабрики.
Вскоре после отправки юношей на фронт прошла мобилизация добровольцев-комсомольцев в заградительные отряды.
В организации осталось небольшое количество девушек, и она прекратила своё существование, но ненадолго. На двери комитета РКСМ Дрезненской фабрики была вывешена дощечка с надписью: «Комитет закрыт. Все ушли на фронт».
В ноябре 1919 года проводилась партийная неделя. Надолго запомнился молодым рабочим Дрезненской фабрики день 21 ноября 1919 года. В этот день вечером группами и в одиночку они шли в рабочий клуб, где происходило собрание рабочей молодёжи. Обстановка была торжественной. Помещение клуба украшено кумачом и хвоей. В фойе играл духовой оркестр, а в зрительном зале – струнный. Юноши и девушки пели революционные песни. На сцене висел лозунг: «Туда, где трудно, пойдут комсомольцы».
Собрание открыто. Затаив дыхание, слушала молодёжь доклад руководителя дрезненских большевиков Ивана Ивановича Хохлова о текущем моменте и задачах Российского Коммунистического Союза молодёжи. Докладчик призвал молодёжь вступить в члены РКСМ. Он выразил уверенность в том, что рабочая молодёжь фабрики придёт на смену старым большевикам и с честью понесёт славное знамя Коммунистической партии к окончательной победе мировой революции.
– Время не ждёт, товарищи, – говорил оратор, – жизнь требует напряжения всех сил, жизнь властно зовёт:
Работать руками, работать умом,
Работать без устали ночью и днём.
Наша комсомольская ячейка вела большую воспитательную и культурно-просветительную работу среди молодёжи. Комсомольцы проводили всевозможные лекции, устраивали диспуты. Много усилий и энергии они отдавали организации художественной самодеятельности, и, особенно, спектаклей. Наш драматический кружок пользовался большим успехом не только у себя, но и в клубах Ликинской, Павлово-Покровской фабрик, Дулёвского фарфорового завода, в деревнях нашей волости, куда наши кружковцы выезжали с показом спектаклей.
Наши комсомольцы принимали активное участие в собраниях рабочих, во всех общественных мероприятиях, выступали с докладами на политические темы.
Комсомол выдвинул из своей среды немало талантливых агитаторов, несших в массы идеи большевизма. Такими, например, в те годы были Вася Петров, Саша Хохлов и Гриша Колганов.
Большое внимание в то время уделялось военно-оборонной работе. Из коммунистов и комсомольцев на фабрике был создан вооружённый отряд ЧОН (часть особого назначения). В свободное время с нами, чоновцами, тов. Годунов проводил занятия. ЧОН поддерживал порядок, по ночам охранял важные объекты.
Мне дважды пришлось во время отъезда торфяников после окончания сезона охранять торфоучастки. Один раз был вызван в д. Киняево для наведения порядка во время раздела сенокосных угодий – заливных лугов на реке Клязьме.
Мы также вели борьбу с бандитизмом, давали вооружённый отпор выступлениям контрреволюции, отбирали во время обысков укрываемое оружие и выполняли другие различные задания.
Когда второй поход Антанты закончился провалом и империалисты предприняли ещё одну попытку задушить Советскую республику, вооружив снова белополяков и Врангеля, партия призвала народ к отпору. Комсомольцы – верные помощники партии – объявили третью Всероссийскую мобилизацию. Наша Дрезненская организация и в этот раз отправила своих лучших сынов на борьбу с белополяками и Врангелем.
Зимой 1920 года по решению партбюро на фабрике проводилась неделя помощи фронту. Наши комсомольцы провели сбор подарков для Красной Армии. Мне лично эта работа была поручена по деревням Ефимово, Логиново, Теренино, Козлово.
Сбор подарков прошёл с большим успехом, трудящиеся давали деньги, книги, махорку и даже тёплые вещи.
В Логинове одна старушка сняла с ног новые валенки и отдала мне.
– На, – сказала она, – передай их защитникам нашей Родины.
На мой вопрос: «В чём же будете вы ходить?» она ответила:
– Сама-то прохожу в стареньких, а там они нужнее.
А в деревне Козлово пожилых лет крестьянин Колонин ответил нам:
– Денег дать – они бесценны, махорки нет…
Полез в сундук, достал оттуда новенький полушубок и сказал:
– Возьмите для нужд фронта. Сшил я его в этом году, чтобы в нём по праздникам в церковь ходить, но, видно, придётся поносить старый зипун. Думаю, что бог не прогневается. Передайте нашим бойцам, что дед Колонин верит в нашу скорую победу, так же, как и они.
Бойцы благодарили нас за подарки. Вот что писали в своём письме красноармейцы 25-й чапаевской дивизии тт. Сафронов, Белов и Виноградов: «Пролетарское спасибо вам, дорогие товарищи дрезненские комсомольцы! Ничем иным не сможем отблагодарить за ваши подарки.ю как стойкой отчаянной борьбой с винтовкой в руках против врагов советской власти. Верьте, товарищи, в ближайшую победу нашей армии, она не за горами!»
Самоотверженно работали наши комсомольцы и молодёжь в те годы. Они вместе с рабочими не отходили от станков и машин по десяти и более часов в смену, выполняя военные заказы.
Проявлением величия духа нашей молодёжи в годы гражданской войны и ярким выражением трудового героизма были коммунистические субботники.
У нас в то время не возникало сомнений, идти или не идти на субботник или на какое-либо другое проводимое мероприятие. Как правило, в них участвовали все комсомольцы до единого, да ещё увлекали за собой и несоюзную молодёжь. Такие мероприятия проводились почти каждое воскресенье.
Работа комсомольской организации в то время направлялась на решение важных задач.
Простой перечень кампаний, проведённых нами в 1920 году, свидетельствует о самоотверженной массовой работе комсомольцев: неделя фронта, неделя крестьян, кампания по борьбе с тифом, день Интернационала молодёжи, день всеобуча, кампания по организации кружков ликбеза, участие комсомольцев в ЧОНе.
Добровольный уход на фронта гражданской войны, участие в борьбе с бандитизмом, мобилизация в продотряды, проведение субботников, участие в преодолении разрухи – всё это требовало большого героизма комсомольцев.
Вот как был проведён Международный юношеский день.
Время ещё только восемь часов утра, а колотушка извещает о том, что сегодня, 5 сентября – Международный день молодёжи. Выходите все на праздник!
Пусть по стране разметалась война, пусть идёт только третий год революции – молодёжь должна и в эти суровые дни укреплять единство рядов.
Через час рабочий клуб быстро наполняется молодыми весёлыми, голосистыми песнями, рассыпчатым смехом. Комсомолки Нюра Разорёнова, Ира Девяткина и Соня Самодуровская продают значки и красные банты, денежные средства от продажи которых поступают в пользу международного юношеского движения.
Стрелка часов на циферблате показывает десять. Участники праздника по четыре строятся в ряд и с красными знамёнами движутся на площадь Революции. Она сегодня выглядит нарядной: кругом транспаранты, плакаты, гирлянды из хвои.
Начинается митинг, на котором выступают секретарь комсомольской организации Ф. Григорьев, коммунист И.А. Григорьев, член бюро Орехово-Зуевского укомола Д. Пакулин.
Молодых участников праздника приветствуют от рабочих фабрики член завкома т. Сенин, от женщин-работниц Пелагея Фролова.
После митинга состоялось торжественное шествие. Юноши и девушки обходят весь посёлок и направляются на стадион. Спортивный праздник открылся парадом физкультурников, выступлением легкоатлетов и акробатов. В заключение праздника состоялась игра в футбол между первыми командами Дрезны и Дулёва.
Вечером в клубе было торжественное заседание. С докладом о Международном юношеском дне выступил член укома Митя Пакулин. После торжественного заседания комсомольский драматический кружок показал пьесу.
Надолго в памяти осталось у молодёжи празднование первого молодёжного праздника – Международного юношеского дня.
Ещё шла гражданская война, ещё в развалинах лежала страна, а в Москву со всех концов республики с фронтов съезжались делегаты III съезда РКСМ, который открылся 11 октября 1920 года на Малой Дмитровке.
Мне довелось быть участником третьего съезда РКСМ и видеть Ленина. Это была незабываемая встреча!
Ленин подошёл к самому краю сцены, выжидая, когда наступит тишина. Но делегаты не успокаивались, не жалели ладоней и воодушевлённо запели «Интернационал».
Владимир Ильич, отойдя в сторону, пел вместе со всеми. А потом, вынув из жилета карманные часы, поднял их над головой и многозначительно указал пальцем на циферблат: время дорого!
Тогда, наконец, наступила тишина, и Владимир Ильич начал говорить. Мы услышали его голос, звучавший спокойно, мягко, пожалуй, даже несколько по-домашнему.
Все думали, что Ленин будет говорить о положении на фронтах, о том, как надо бороться с белогвардейцами и интервентами, но неожиданно для всех Владимир Ильич заговорил совсем о другом.
Он говорил о том, как будет в нашей стране строиться коммунистическое общество и о задачах, стоящих перед нами, молодёжью коммунистического завтра.
Ленин призвал нас учиться, и это было полной неожиданностью для многих делегатов.
Затаив дыхание, зал вслушивался в слова Ильича.
– Задачи молодёжи вообще и союзов коммунистической молодёжи и всяких других организаций в частности можно было бы выразить одним словом… – Тут Владимир Ильич неожиданно остановился и, лукаво прищурив глаза, продолжил: – Задача состоит в том, чтобы учиться…
Это было неожиданностью для нас. Многим казалось, что сейчас, в это грозное, боевое время, нужно воевать с врагами, а не сидеть над книгами. И слова Ильича об учёбе мы поняли как слова о мире.
Все, кому выпало счастье видеть и слушать нашего вождя, поймут, как много в моей жизни значила эта встреча на III съезде комсомола.
Домой, на Дрезненскую фабрику, я вернулся с твёрдым намерением: добиться во что бы то ни стало того, чтобы наша молодёжь узнала и полюбила книги.
Когда позднее при фабрике была организована школа ФЗУ, мы, помня заветы Ленина, обратили серьёзное внимание на учёбу молодёжи. Школы принимали обязательство учиться только на «хорошо» и «отлично», и для проверки договора учком посылал комиссию, результаты проверки которой обсуждались на заседании уездной школьной комиссии при райкоме комсомола.
Одной из важных задач в деятельности комсомола в период НЭПа была задача коммунистического воспитания молодого поколения, поставленная В.И. Лениным на III съезде РКСМ.
15 сентября 1922 года состоялось открытое собрание членов комсомола, на котором обсуждался вопрос о коммунистическом воспитании молодёжи. С докладом выступил секретарь Дрезненской ячейки РКСМ товарищ Алимов.
Выступившие в прениях товарищи говорили о том, что вести работу по коммунистическому воспитанию молодёжи без своего молодёжного клуба невозможно. Для этой цели пора было на фабрике открыть свой клуб. Также было предложено открыть комсомольскую коммуну. Эти предложения собрание одобрило и приняло единогласно.
Запись в члены коммуны проводилась тут же. Всего записалось 15 комсомольцев.
На другой день после собрания подыскали под клуб помещение – бывший дом Наумова, в котором до революции находилась пивная.
Дом требовал большого ремонта, который решили провести силами комсмольцев.
На открытие клуба, которое состоялось 5 ноября 1922 года, собралось много комсомольцев, молодёжи и коммунистов. Прибыли представители Укома РКП(б), РКСМ и Уисполкома, также присутствовали гости – комсомольцы от Ликинской фабрики и Дулёвского фарфорового завода. Народу было столько, что небольшой зал не мог вместить всех желающих.
В. Алимов, открывая торжественное заседание, предоставил слово секретарю Укома РКСМ А. Хохлову. Потом с приветственными речами выступили представители от Укома РКП(б), уездного исполкома, Ликинской фабрики, а комсомольцы Дулёвского фарфорового завода подарили дрезненцам две фарфоровые вазы с портретами Карла Маркса и В.И, Ленина.
В зале было очень весело, звучали революционные песни, играли в игры и в лотерею. Также было много интересных выступлений силами кружков художественной самодеятельности.
Наш комсомольский клуб превращался в родной дом. В клубе создавались кружки: музыкальный, хоровой, почти ежедневно устраивались доклады, беседы, лекции и вечера вопросов и ответов. Проводились интересные диспуты на темы: «Есть ли бог», «О сотворении мира», «О любви и дружбе». С увлечением и интересом работал драматический кружок.
При клубе был организован литературный кружок, руководимый редактором уездной газеты «Колотушка». Члены этого кружка организовывали интересные литературные вечера, посвящённые творчеству Маяковского, Безымянского, Пушкина и др. выдающихся писателей и поэтов.
Комсомольцы с большим интересом изучали речь В.И. Ленина на третьем съезде комсомола «О задачах союза молодёжи», историю РКП(б), политэкономию и читали политическую литературу и газеты.
15 января 1923 года вышел первый номер стенной газеты «Молодая гвардия», редактором которой был В. Гладков. Эта газета вела борьбу с производственными неполадками, разоблачала расхлябанность, небрежность, неумение организованно работать. В газете имелся уголок юмора и сатиры, в котором критиковались лодыри и прогульщики, любители поговорить и походить по цехам в рабочее время. Газета была интересной и быстро завоевала авторитет молодёжи и взрослых рабочих.
На конкурсе стенных газет при Укоме РКСМ в сентябре 1923 года нашей газете присудили первое место.
В осуществление решения комсомольского собрания приступили к организации коммуны. Фабрикоуправление предоставило нам помещение, но открытие коммуны зедерживалось из-за отсутствия мебели. Тогда комсомольцы – будущие коммунары, трудясь после работы по 3-4 часа, сами изготовили мебель: столы, табуретки, диваны и шкафы, а посуду каждый принёс из дома. Девушки вышили полотенца и занавески.
Открытие коммуны состоялось 20 ноября 1922 года. Получаемую зарплату коммунары полностью вносили в коммуну. Часть денег расходовалась на питание, часть на удовлетворение культурных потребностей коммунаров, посещение кино, спектаклей и приобретение литературы, а оставшиеся деньги шли на покупку нуждающимся одежды, обуви и белья.
Коммунары решили принять участие в субботниках по уборке территории фабрики, а деньги, заработанные на них, израсходовать на приобретение одежды и обуви. Таким образом коммунары обеспечили себя в течение 6 месяцев всем необходимым.
Каждый коммунар настойчиво повышал свою политическую грамотность, разъяснял среди молодёжи политику Коммунистической партии. Мы проводили коллективные посещения и просмотры кинокартин, спектаклей, участвовали в диспутах, после чего широко их обсуждали. Члены нашей коммуны были примерными на производстве, удерживали от дурных поступков своих товарищей, боролись с пьянством и курением. Первыми коммунарами были В. Алимов, Г. Колганов, В. Гладков, А. Макеев, В. Новиков и другие.
В церквах в то время наш посёлок не ощущал недостатка. Вокруг фабрики их было пять, из которых одна старообрядческая. Кроме того, рядом с казармой №1 был расположен молитвенный дом, где служба проходила каждый субботний день.
Местное духовенство было настроено реакционно, оно не только обслуживало религиозные потребности верующих рабочих, но в своих проповедях внушало смирение, терпение и все прочие «блага» христианской морали.
Вера в бога, связь с церковью у нас имелись почти в каждой семье. Старики, да и часть среднего поколения, относились к юношеству, ставшему под знамя комсомола, враждебно и неприязненно. Многие смотрели на нас как на отщепенцев и называли «антихристами».
Такая обстановка обязывала бюро комсомола предъявлять повышенные требования к вступающим в члены РКСМ.
Например, вступающему задавались такие вопросы: «В бога веруешь?» – «Нет.» – «Крест носишь?» – «Нет.» – А ну, расстегни ворот!»
И когда присутствующие убеждались, что шея и грудь юноши свободны от «религиозных пут», его принимали в комсомол.
Нередко вступившим в комсомол устраивались бурные сцены родителями. Перед иными ставился вопрос прямо: или комсомол, или прогоним из дома.
Вместе с другими на комсомольском собрании 21 ноября 1919 года вступили в комсомол Лина Сорокина и Василий Зеленов. Весёлыми и радостными возвращались они с собрания домой. Но их ждало разочарование.
Отец Сорокиной – Евграф, хотя и не одобрял принятого решения дочери, но особенно и не ругал её, а мать до того разбушевалась, что кулаком руки размахнулась по лампе «молнии», разбила её, а искры горевшего керосина попали на лицо и голову дочери и нанесли ей ожог второй степени.
В тот же вечер на железнодорожной улице в доме Зеленовых мать кричала: «Креста на тебе нет, Василий! Отец у тебя честный человек и мать верующая, да и сёстры-то на клиросе поют, боженьку славят. А ты «антихрист», право слово, «антихрист». Выбирай, сынок: или дом, или из комсомола вон!»
А на другой день Вася пришёл в комитет комсомола и подал Г. Родину заявление, в котором просил исключить его из членов РКСМ. Комсомольская ячейка удовлетворила его просьбу, исключив из комсомола.
На юношей религиозные матери нападали ещё не очень сильно. Но девчонкам доставалось за комсомол здорово. Немало слёз пролили К. Сорокина, Л. Кукушкина, М. Васина прежде чем домашние признали за ними право беспрепятственно посещать комсомольские собрания и работать в союзе.
Религиозная паутина прилипала ко всему. Церковники пытались влиять и на комсомольцев. Поэтому главной задачей в деятельности нашей комсомольской организации мы поставили антирелигиозную пропаганду.
Дрезненские комсомольцы начали готовить антирелигиозные пьесы, организовали кружок безбожников, распространяли газету и журнал «Безбожник», проводили диспуты.
Пришла весна 1923 года, а вместе с ней наступила церковная пасха. Мы решили параллельно этому религиозному празднику провести молодёжный праздник – «комсомольскую пасху».
Проведению этого праздника предшествовала большая подготовительная работа, в план которой входило вырвать всю молодёжь из-под влияния церкви, отвлечь её от водки и драк, доказать никчемность и вред религии.
С этой целью организовали проведение бесед и лекций на темы: «Религия – дурман народа», «Происхождение человека на Земле», «Как устроен мир», «Было ли начало и будет ли конец мира?», «Христианство и его происхождение», «Происхождение религиозного праздника – Пасхи». Все эти лекции читались учителями нашей школы и сопровождались показом диапозитивов.
Был проведён диспут на тему «Есть ли бог?», на котором вместе с молодёжью присутствовало много престарелых рабочих нашей фабрики. Зал вмещал шестьсот человек, но он был переполнен, опоздавшим пришлось стоять. Первым на диспуте выступил священник Зуевской церкви Успенский, за ним педагог Орехово-Зуевской средней школы биолог Коновалов, который на основе приведённых научных данных опроверг доводы священника, доказывающего о происхождении бога.
Диспут окончен. Присутствующие расходятся, но многие из них продолжают ещё думать над вопросом «Есть ли бог?».
В тот вечер поздно горели огни в большинстве комнат рабочих казарм; здесь между отцами и детьми, внуками и дедами шёл спор всё о том же – есть ли бог? Дети и внуки на материалах, полученных на диспуте из доклада представителя науки, доказывали своим родителям, что бога нет. Последние готовы были и согласиться с доводами Коновалова. Но, чтобы не быть побеждёнными, старики говорили: «может быть и прав учитель, может быть и бог выдуман господствующими классами, но нам это неизвестно, это было до нас. Отцы наши верили, верим и мы».
Настал день для проведения антипасхального вечера. Проведённая подготовительная работа дала свои плоды. В этот день в клубе собралось много народа. Комсомольцы выступали с номерами художественной самодеятельности, спортивный кружок показал своё мастерство по лёгкой атлетике, вольным движениям и акробатике.
Антипасхальный вечер кончился далеко за полночь.
Проведение всех этих антирелигиозных мероприятий помогло нам в борьбе с церковниками, значительная часть молодёжи перестала верить в бога и посещать церковь.
- Источник: Дрезненская средняя школа
- Благодарим Жирова Андрея Владимировича за предоставленные сведения