Дрезна-истоки

ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ

ДРЕЗНА-ИСТОКИ

Из жизни людей. «Синенькие дома»

Публикуется впервые

Повесть

Соколов Анатолий Константинович (1936-2012 гг)

В Подмосковье есть небольшой текстильный городок Дрезна, в котором кроме фабрики других производств нет. Фабрика давала работу, организовывала досуг, обеспечивала жильем, лечила и учила всех жителей этого городка.

В 1938 году в центре городка (в это время он был еще поселком) заселяют 2 дома. Жилье давали семьям с двумя и более детьми. Дома были бревенчатыми, двухэтажными, с двумя подъездами, шиферной крышей, печным отоплением, с системой холодного водоснабжения и канализацией. В то время это был верх цивилизации, так как весь рабочий люд жил в казармах: общие кухни, общие туалеты, вода только на кухне, в комнатах палати, вход в комнаты (каморки) с общего коридора.

Новые дома покрасили масляной краской. Один дом – коричневой, другой – синей. И в простонародье этот район города стали называть «Синенькие дома». В каждом подъезде располагалось по четыре коммунальные квартиры, две квартиры двухкомнатные и две – четырехкомнатные (в том числе одна комната проходная). В каждом доме поселили по двадцать семей, т.е. всего сорок семей и в каждом подъезде проживало около пятидесяти человек и среди них до двадцати детей разного возраста.

Дома располагались очень удобно. С одной стороны клуб, в котором было всё: кинозал, спортзал, танцзал, бильярдная, библиотека, тир. Работали кружки: театральный, танцевальный, авиамодельный, столярный, музыкальный (духовые и струнные инструменты, аккордеон, баян, пианино), рисовальный (изо), физический. Работали спортивные секции: футбол, волейбол, бокс, тяжелая и легкая атлетика и другие. Все занятия были бесплатными. С другой стороны дома был парк, в котором дети проводили все свободное время от школы и занятий в кружках. Играли в футбол, баскетбол, волейбол, прятки, войну, штендер, клепень (чижа), в охотники и уток, городки, лапту, палочку выручалочку, жестку и многие другие. Играли и на деньги: стукана, об стеночку. До войны в парке была детская площадка, где бесплатно «выдавали»: велосипеды детские, педальные автомобили, настольные игры. Посреди парка был фонтан. И вокруг него устраивались танцы. После войны в парке сделали танцплощадку, карусели, качели лодочки. Парковые аллеи были заасфальтированы и вечером вся молодежь города ходили по кругу, знакомились, пели песни, влюблялись. В парке был летний кинотеатр. В общем это был настоящий центр отдыха.

Сбоку домов стоял деревянный домик станции перекачки воды, на чердаке которого, ребята устроили «Штаб Тимуровцев», очень интересно проводили время.

Взрослые жители этих домов жили дружно, по выходным и вечерами играли в лото, карты, домино; вместе ходили купаться на речку, которая находилась в десяти минутах ходьбы от домов. Кто хотел, разработали огороды прямо под окнами домов, растили картошку, морковь, помидоры, укроп, огурцы. Хоть какое-то подспорье.

С самого начала войны их объединило одно горе – все мужчины ушли на фронт, вернулись домой единицы, да и то все израненные. Вдовы остались одни с «кучей» детей, а дома печка, надо заготовить дров, топить 1 – 2 раза в день, летом огород, стирка мытье в бане, уборка в доме. Полы в комнатах, коридоре, кухне не крашеные – оттирали красным кирпичом. Собирали грибы, ягоды, солили огурцы, капусту, грибы. Ребята 8-12 лет ходили ловить рыбу на реку Клязьма и озера. С вечера занимали очередь за хлебом и все ночь бегали «на поверку». Во время войны фашистские самолеты бомбили поселок, все по тревоге брали приготовленные узлы и бежали в окопы. Ребята повзрослее залезали на крыши домов и сбрасывали на землю зажигательные бомбы. Дошколята ходили в ясли, детский сад. Матери по 12 часов работали на фабрике. В детском саду были рады кусочку черного, как сажа (из горелого зерна) хлеба и кусочку селедки. В школе на большой перемене ученикам выдавали по кусочку черного хлеба посыпанного тонким слоем сахарного песка. Белого хлеба не было совсем, не было ни сахара, ни конфет. Пили чай «вприглядку» — посреди стола клали кусочек сахара или конфету – подушечку, глядели на них и пили чай с пуговицей во рту. Есть хотелось всегда. Основной едой были: картошка, свекла, репа, тыква, капуста, соленья. Одна семья держала корову и иногда детям покупали молока, но это было доступно не всем и очень редко. В магазинах все «отпускалось» по карточкам, если карточки терялись или пропадали, то семьи голодали. По городу ходили нищие просили хоть корку хлеба или картошину… Мыла не было совсем, мылись золой или глиной. Почти у всех детей и взрослых стали появляться вши и блохи. В мебели развелись клопы, но тараканов, что удивительно, не было. В каждой квартире держали кошек, поэтому грызунов также не было. Каждой квартире для хранения дров и соленостей был выделен балаган (сарай с погребом), а некоторые семьи недалеко от дома построили небольшие сарайчики для разведения живности: гуси, куры, козы, поросята, а некоторые держали и коров! Это было большим подспорьем для выживания, но в основном живностью занимались бабушки, которые могли заготавливать корм для животных, т.к. у большинства семей даже детей кормить было нечем. До войны, когда в семьях были мужчины, жить было намного легче. Многие дети до слез вспоминали довоенную жизнь: кто-то не съел пирожное, кто-то бросил на улице кусок хлеба, кто-то скормил собаке булку с маслом, у кого-то растаяло мороженное и вылилось на землю. Эти картинки снились во сне, а наяву были оладьи из картофельных очисток, жмых, подобранный у складов колхозных ферм (гороховый и подсолнечный), патока вместо сахара, морковный чай. Самое вкусное: кусок селедки с пшенной кашей, а верх блаженства: кусок черного хлеба с маргарином или подсолнечным маслом.

Жить было весело. На клубе, у самой крыши висело радио, которое вещало на весь город с шести часов утра до двенадцати ночи. Были известны все новости. Наизусть знали все песни, пьесы, оперы, сказки, а особенно военную обстановку. Дома радио тоже не выключалось круглые сутки т.к. в любое время могли объявить «воздушную тревогу». Даже в самые тяжелые времена в клубе почти каждый день показывали кино.  Билет стоил 10 копеек. Поэтому все фильмы смотрели раз по десять. В день было 2-3 сеанса, и почти всегда не было свободных мест. В очереди за билетами доходило до драки, в полном смысле слова «лезли по головам». Большой популярностью пользовались фильмы «взятые в плен» в Германии. Все играли в Тарзана, Фан-Фан Тюльпана, пели песни из «Бродяги», дрались на шпагах, как в «Трех Мушкетерах».

В эти тяжелые дни в городе не приостанавливалась спортивная жизнь. Сразу после окончания войны был отремонтирован стадион, собраны футбольные команды (1-ая, 2-ая, юношеская). Кроме этого были детские футбольные команды в каждом районе города (ФУБРы, казарма, Слободка, Совхозная, синенькие дома, конторские дома, Савостьяново, Малиново и др.)

В каждой команде играли свои Хомичи, Никаноровы, Стрельцовы, Нетто, Яшины, Огоньковы и другие, всеми любимые, футболисты. Сами ребята организовывали матчи между дворами. В каждом районе были свои футбольные поля, волейбольные и баскетбольные площадки. Зимой на футбольном поле заливался каток, на котором играли в русский хоккей дворовые команды, и городская команда соревновалась с другими городами. Вечером зимой город вставал на коньки. Катались по три – четыре часа, вход был свободным. Часто проводились соревнования конькобежцев на разные дистанции. Победителям давали грамоты и призы. Два-три раза в год проводились соревнования по фигурному катанию между городами Московской области. У многих ребят своих коньков не было, но были коньки их отцов на ботинках больших размеров. Тогда эти ботинки одевались на детские валенки – высший класс. Клюшек для хоккея тоже не было. Ходили в лес подбирали согнутые палки и делали из них клюшки. Также ходили кататься на лыжах, прыгали с трамплина на берегах речки. В школе лыжная подготовка была обязательна для всех мальчиков и девочек.

Летом школьники и ребята, поступающие в первый класс, отправлялись в пионерский лагерь, расположенный на реке Клязьма. Про пионерские лагеря написано много, но лучше, чем от нашей Дрезненской фабрики, наверно, не было…

В шестидесятых годах фабрика рядом с пионерским лагерем организовала туристический лагерь, где в обычных брезентовых палатках отдыхали молодые работники фабрики, их дети. На Клязьме была лодочная станция, организовывались туристические походы по окрестностям. По вечерам, сидя у костра, пели песни, танцевали, играли в разные игры.

P.S.   Наш «Синенький домик» сгорел весной 2016 года. Пожар случился от проводки на 2ом этаже, сгорели 2 человека. Дом полностью снесли, сейчас там пустое место.

Приусадебный участок у «синеньких домиков»
Приусадебный участок с видом на клуб и «штаб тимуровцев»

Благодарим Константина Анатольевича Соколова за сохраненные и предоставленные воспоминания, записанные его отцом, Анатолием Константиновичем.

к списку

Архивы

Все права защищены; 2024 Дрезна-истоки